Героям Сопротивления посвящается...
Главная | Страница 19 | Регистрация | Вход
 
Среда, 22.11.2017, 03:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
В.Минаев. "Молодая гвардия": опять предательство?
Страница 19.
 
 
В.Лановой, народный артист СССР: Нравственное ос­кудение, а то и потеря героя — неестественное состояние для искусства. Человек всегда хочет видеть рядом с собой людей благородных, честных, сильных духом, верных, способных на подлинные человеческие чувства, на соверше­ние поступков, двигающих общество вперед. И герой, не­сущий добро и справедливость, способный пробудить спя­щую совесть, поднять людей на правое дело, — вечен, как вечны сами понятия добра и зла [82].
В.М.: А вот рупоры нынешней украинской и россий­ской пропаганды активно внедряют антиподов: героев обмана, подлости, трусости, предательства. Идейно опусто­шенные, они насаждают безнравственность, лицемерное благочестие, половую распущенность.
Подпольных организаций, подобных «Молодой гвар­дии», было немало; и о них тоже писали. Но их авторы не смогли по-настоящему воспеть подвиг героев. А дарови­тый «инженер человеческих душ» А.Фадеев в своем рома­не, если говорить словами литературных критиков, «груп­пирует существенные признаки многих схожих явлений в одном явлении, типические черты многих людей — в од­ном герое». И это не нарушает исторической правдивости и не искажает закономерности жизни.
Такое как раз и не устраивает нынешних идеологов. Потому что писатель выразил порицаемые ими черты мо­лодогвардейцев: верность своему народу и высоким идеа­лам справедливости, принципиальность и мужество, пре­данность в дружбе, моральную чистоту в общественных делах, в личных взаимоотношениях между юношами и девушками, честность и чувство ответственности. «И по­скольку такая молодежь не выдумана мною,— писал Фа­деев в редакцию чешской газеты «Млада фронта» в янва­ре 1946 г.,— а действительно существует, ее смело можно назвать надеждой человечества».
Высшая доблесть, проявленная молодогвардейцами в условиях повального смятения и крайней подлости мно­гих людей, их самоотверженные акции в оцеплении из­менников, заслуженно отмечены высокими наградами правительства Советского Союза и вызывают у порядочных людей восхищение и любовь, а у недругов — страх и нена­висть.
Н.Зайцев, писатель: Новые, так называемые «непрев­зойденные» патриоты из прежних и нынешних борцов за Украину, получившие право утверждать свои идеи в от­крытом обществе, на самом деле... не стоят и мизинца чи­стых и благородных юношей «Молодой гвардии» Красно­дона... Высок подвиг молодогвардейцев. Тот же, кто при­нижает его, все равно не возвысится. Вороне орлом не стать [83].
Инна Макарова, киноактриса: Когда я впервые про­чла «Молодую гвардию», мне захотелось играть все роли: от бабушки Веры до Радика Юркина. Что потрясло меня? Все. То, что написан роман с такой чистотой, искреннос­тью [84].
М.Романцов: А я, с детства до отвращения перекорм­ленный патриотизмом «Молодой гвардии» (поскольку сам родился в Донбассе), после задумывался: где его к черту столько взялось коммунистического патриотизма в Украине спустя восемь лет после голодомора? К счастью, в действительности народ не был ни столь слепым, ни столь нищим. Время смывает красную краску с нашей истории [15].
В.М.: Этот характерный представитель пресмыкающих­ся так холуйствовал, так ползал в ногах у американского самозванца Стахива, что не сдержал свою умственную отрыжку.
А народ наш и сейчас остается «ни столь слепым, ни столь нищим», как того хотят «цивилизаторы». Но, как говорится, в семье не без урода. Вот и проматывают они доставшуюся им золотую гору: свою историю, народное хозяйство и всю страну. Немало и романцовых, которые не понимают, что после умственной отрыжки от «пере­корма патриотизмом» можно поперхнуться сытым циниз­мом, после чего непременно начнется голодная икота.
Достойную отповедь «перекормленным до отвращения» дала молодогвардейка из поселка Краснодон Лида Андро­сова. Она не струсила перед угрозой смерти и смело уве­ковечила ответ простыми записями в своем дневнике: «6/ХП-42 г. Воскресенье. Вчера был наш праздник «День Сталинской Конституции». Полиция перед этим днем бы­ла на постах. Боятся, чтобы не вывесили знамя или лис­товки».
И вот еще:
«12/ХП-42 г. Суббота. Сегодня великий праздник «День выборов в Верховный Совет СССР». Мне сегодня ровно 18 лет».
А вот письмо одноклассника молодогвардейцев Бори­са Клыго. По словам русского философа А.Герцена, «письма больше, чем воспоминания: на них запеклась кровь собы­тий, это само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное». Борис в июне 1942 года так написал моей сестре с фронта:
«Как хорошо, что имеешь возможность найти в про­шлом светлое место для воспоминаний, а еще лучше, когда все, что успело пронестись вслед за 19-ю годами, пред­ставляет собой один светлый, чистый след».
А они — о «голодоморе». Абсурд! Тот светлый, чис­тый след пакостят уже пятнадцать лет под мерзким ло­зунгом: «Загадить социализм так, как мухи засиживают лампочку!» Тучи «прожорливой мошкары» (В.Максимов) пачкают и доброе имя писателя Александра Фадеева.
В.Саватеев: За прошедших почти пятьдесят лет после смерти А.Фадеева к нему многое «налипло», создано не­мало всякого рода «мифов», большей частью зловредных, сознательно компрометирующих его как человека и художника [76].
Н.Петрова: А.А.Фадеев сознательно нарушил неписан-ный закон творчества, согласно которому браться за со­здание произведений о важнейших исторических событи­ях следовало лишь после того, как они отойдут в далекое прошлое [63].
И.Жуков: В одном из выступлений военных лет Фа­деев говорил о писателях («их немного» — подчеркивал он), которые в годину испытаний надеются высидеть в тишине кабинетов, «а потом, когда все выяснится, вылезти из-за угла и создать «нечто значительное».
И далее, гневно и страстно, он спрашивал: «Если в гроз­ную годину для твоего народа не льется из твоего сердца кипящее слово, какой же ты художник? Кого ты сможешь прославить или заставить возненавидеть лирой своей? Где возьмешь ты пламень чувства и силу разума, если жизнь и борьба лучших людей народа на самом высоком гребне ис­тории пройдет мимо тебя?»
Нетрудно увидеть в этих волнующе-жгучих вопросах-призывах эмоциональное состояние души Фадеева — ху­дожника военной поры, творца «Молодой гвардии» [85].
А.А.Караваева: Помнится мне, отвечая на чей-то вопрос, Фадеев сказал, что в работе над романом «Молодая гвардия» у него не было «решительно никакого запаса времени», напротив: он «не только умозрительно», а и будто даже «физически» ощущал, как это суровое военное время «подталкивало» его! Поэтому он лишен был «громадного духовного удовольствия» неторопливо – «например, годами!» - изучать, накапливать материалы… [103, с.276].
К.Федин: В «Молодой гвардии» центральной картине войны, как она в действительности была в Краснодоне, сопутствуют в бурном переплетении картины личной жизни многих героев, семей­ные, интимные сцены, рассказывающие о том, как глубоко в душу нашего народа проникло патриотическое чувство, как тесно оно связано с самым заветным и нежным, чем только может дорожить человек.
Героизм краснодонских комсомольцев поднят в глазах читателя тем, что светлые качества души раскрыты в романе с поэтическим подъемом. Писатель и не может говорить без подъема о любви лучшей поры ранних лет, или о потребности наслаждаться природой, или о чистоте юношеской дружбы. Недаром в «Молодой гвардии» такое место отведено стихам и песням — герои сочиняют стихи, декламируют их, поют песни в самую радостную и самую трагическую минуту своей жизни.
<…>Я не помню из истории литературы, чтобы романист в такой близости шел следом за действительными событиями, художественно воплощая их в романе, как это сделано в «Молодой гвардии». Казалось, можно допустить подобный опыт лишь теоретически. Но «Молодая гвардия» из романа-документа выросла в роман-обобщение. И это нам, писате­лям, вместе с огромной читательской аудиторией романа надо признать самой большой художественной заслугой Алексан­дра Фадеева. [103, с. 481].
В.М.: Нетрудно увидеть в обвинени­ях талантливого писателя творческую немощь, бесплод­ность самочинно объявившейся «демократической элиты». Как свинье не дано на небо глядеть, так они не наделены способностями во все глаза посмотреть на тот «высокий гребень истории». А чтобы не выглядеть подлинными, а казаться значительными, они в борьбе с историей и памя­тью, с идеалами и образами, со всем советским прошлым, архивную пыль в глаза пускают.
Но даже поверхностным взглядом трудно не заметить вот этот пустопорожний осадок в их исторических изыс­каниях:
— «коммунистические идеологи спешили использовать имена новых героев»;
— посещение Фадеевым Краснодона «обострило об­становку»;
— «роман написан по заданию Сталина»;
— «не выполнить социальный заказ системы Фадеев не мог»;
— Фадеев «Молодую гвардию» исковеркал по заказу энкавэдистов и партийных вельмож»;
— он «перерисовал самостийницкое подполье на красное»;
— Фадеева «заставили почти под диктовку переписать книгу»;
— Фадеев немедленно «взял под козырек» и т.д.
Они, в самом деле, что комолая корова — хоть шиш­кой, да бодают. Множеством подобных «находок» в «рас­копках» нашей истории они оплодотворили произведения, созданные по «неписаному закону творчества». У амери­канца Е.Стахива даже появилась надежда, что «кто-то дру­гой когда-то напишет третью редакцию романа о действи­тельной подпольной борьбе на Донбассе — националисти­ческую» [16].
В.Саватеев: ...Следовало ли Фадееву вообще браться за «переписывание» романа? На этот вопрос может отве­тить только сам писатель, и он ответил на него. А все «ужимки и прыжки» вокруг романа в связи с этим (кото­рые, к сожалению, не прекращаются и по сей день) — всего лишь дань конъюнктуре «нового времени», косвен­ное подтверждение того, что творчество А.Фадеева рано списывать в архив, оно актуально и сегодня как художе­ственный документ своей эпохи [76].
В.М.: Осуждают и опорочивают роман еще и потому, что в нем как на ладони — сегодняшняя безнравственная, позорная, омерзительная действительность: та эпохальная быль опять возродилась отдельными явлениями, прояви­ла характерную сущность смутного времени.
Читая роман «Молодая гвардия», во многом находишь его современность, поразительное сходство гитлеровского «нового порядка» с нынешней «безальтернативно-рыноч­ной» стихией, безалаберщиной и псевдодемократией. Та­кая же разруха народного хозяйства, подобные людские потери,— правда, теперь остарбайтеров не вывозят в Гер­манию, они уезжают сами (более 7 миллионов граждан Украины выехали на работу за границей). Масштабы из­мен и отступничества возросли неизмеримо, а предатель­ство и обман стали доблестью, ремеслом и политикой. Полувековая давность словно эхом отзывается на руинах прежнего монолитного жизнеустройства.
В романе читаем: «А эти тачки,— памятны они будут народу на многие годы!.. Тысячи, тысячи людей прошли с ними сквозь весь Донбасс, из конца в конец, и в зной и пыль, и в дождь и грязь, и в мороз и снег...»
Теперь это допотопное перевозочное средство — плод «технической революции»: не коллективное, как раньше, а индивидуальное, изящное, на резиновом ходу и с фаб­ричными марками, как на автомобилях: «кравчучка», «кучмовоз». Да и тягловая сила в них все больше с высшим образованием, и колесят нынче с ними по всему белу све­ту.
Сегодня те же базары. «Еще с рассвета люди из ближ­них сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед,— пишет А.Фадеев.— А городской люд вынес спозаранку — кто шапку, кто хустку, кто спидницу, кто чоботы, а не то гвозди или топор, или соль, или завалящего ситчику, а может быть, даже мадеполаму или старинного покроя пла­тье с кружевами из бабушкиного заповедного сундука.
Редкого смельчака или глупца, или просто подлого чело­века ведет в такое время на рынок нажива,— в такое вре­мя гонят человека на рынок беда да нужда» (гл. 39).
Все точно о нас сегодняшних. И причина такого явле­ния в какой-то мере раскрыта в образе бургомистра Ста­ценко, служившего при Советской власти начальником планового отдела шахтного треста:
«Он был подавлен тем, что не получает от жизни всех ее благ без всякой затраты труда, энергии и знаний. А то, что такая жизнь возможна и что она приятна, он это наблюдал сам в старое время, когда был молодым, а те­перь он любил читать об этом в книгах — о старом време­ни или о заграничной жизни... Ведь существуют же на све­те тихие доходы, какая-нибудь там рента или просто хороший оклад на спокойной и почтенной должности,— существуют везде, но только «не у нас». И все развитие жизни «у нас» показало Стаценко, что годы его идут, а он все больше отдаляется от идеала своей жизни. И поэтому он ненавидел общество, в котором жил» (гл.28).
Конечно, Фадеев не мог предположить, что такая бо­лезнь через полвека перерастет в эпидемию на террито­рии СССР, вызовет у миллионов людей ненависть к сво­ему обществу, и чтобы жить на дивиденды или ренту, как на «цивилизованном Западе», они откажутся от своей От­чизны, разрушат созданное руками отцов и дедов, и сядут на голодный паек в ожидании манны небесной, обещанно­го благополучия.
А наши оппозиционные духовные наставники, идео­логические лекари не могут раскрыть одураченным лю­дям конкретных возбудителей болезни, не способны втол­ковать им эффективные средства лечения немощного народа, которые доходчиво изложены в трактате российско­го профессора Сергея Кара-Мурзы «Манипуляция созна­нием».
К примеру, мечты сегодняшних стаценков профессор аргументировано развеял данными о дивидендах избран­ного, мирового кумира, американского народа. Он пишет, что доля личных доходов от капитала в общей сумме се­мейных доходов основных категорий рабочих и служа­щих остается стабильной и колеблется в диапазоне 2-4 процентов. Доход же от акций у среднего человека состав­ляет всего лишь три тысячных доли процента его семей­ного дохода.
А об «образцовом» рыночном обществе, куда ведут заблудший народ идолопоклонники Запада, профессор сказал, что там «человек перестал быть членом общины, а стал индивидуумом. Одновременно он — товар на рынке и имеет цену, в зависимости от спроса и предложения. Это значит, что человек сам по себе не имеет права на жизнь, это право ему дает или не дает рынок». «Установ­ление рыночной экономики впервые в истории породило государство, которое сознательно сделало голод средством политического господства». И как черта под «гражданс­ким обществом благоденствия», под обществом стран «об­щечеловеческих ценностей» вот эта фраза из авторитет­ной монографии экспертов ООН: «Голод может быть вызван не отсутствием продовольствия, а отсутстви­ем дохода и покупательной способности, поскольку в ры­ночной экономике лишь доход дает право на получение продовольствия...» [86].
Фадеев, как никто другой из писателей, как тонкий и мудрый психолог, сказал страстные слова о матери-тру­женице, о «чистых, святых» материнских руках. Но слу­жители пресловутой «свободы слова» не несут людям эти особенно значимые сегодня, чрезвычайно выразительные и волнующие слова.
«Снуют, снуют материнские руки!..— пишет А.Фаде­ев.— Снуют, укутывая в первую прогулку, снуют, обря­жая в школу. А там и в первый отъезд, а там и в дальний поход,— вся жизнь из проводов и встреч, редких минут счастья, вечных мук сердца. Снуют, пока есть над кем, пока есть надежда, снуют и когда нет надежды, обряжая дитя в могилу...» (гл.56).
«... Если и в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одежда на теле, и если стоят скирды на поле и бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен,— все это сдела­ли руки матери моей — моей, и его, и его» (гл. 5).
И как было не возмутиться при виде на государственном телеканале Украины 22.10.2006 года самодовольного и чрезмерно почитаемого современными примитивными созданиями с вульгарным вкусом, режиссера, трепача Р.Виктюка, который бурно насмешничал над «Молодой гвардией» и, паясничая, ехидничал над материнскими руками, воспетыми А.Фадеевым?
Даже в День Матери и День ребенка не звучит и вот этот призыв, способный пробудить у молодежи истинно сыновние чувства:
«Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать,— не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обер­нется все это у материнской могилы» (гл. 5).
В письме в редакцию чешской газеты «Млада фронта» А.Фадеев, характеризуя молодогвардейцев, сказал, что их «черты характера выглядят особенно величественно в све­те того, что империализм... обесчеловечивает, стандарти­зует, развращает молодежь, превращая ее в своих рабов и слуг, прививая ей звериные инстинкты, зоологический индивидуализм и самый низкий карьеризм...»
Все это происходит сегодня не только где-то там, на «райском», «желанном» Западе, а у нас, на наших глазах, с нашей «не цивилизованной» молодежью. И потому нео­тразимая, явно убийственная для «перевертышей» фаде-евская правда, его вера в победу добра над злом, душевная чистота героев в народной книге, как тогда называли ро­ман «Молодая гвардия», бесят предателей сегодняшних — бездушных политиканов, все подлое племя нуворишей-кровососов.
Когда еще шли кровопролитные сражения на нашей земле, а уже весной 1944 года, за год до публикации рома­на, в Краснодоне был открыт государственный музей «Молодая гвардия», который стал центром патриотического воспитания молодежи. За годы советской власти его посе­тили миллионы людей из 120 стран мира. Патриоты ма­лой Родины — Луганщины — сохранили этот, заброшен­ный Великим народом, островок облагораживания душ, на который и сегодня едут люди, чтобы получить заряд мужества, обрести новые силы.
В 60-ю годовщину «Молодой гвардии», 27 сентября 2002 года, тысячи людей из некоторых областей Украины и соседних областей России приехали в Краснодон на юбилейные торжества. Делегации городов и районов съез­жались к Дворцу культуры, чтобы от него пешими колон­нами пройти последней дорогой подпольщиков к месту казни — к Мемориалу «Непокоренные» на митинг-рекви­ем. С минуты на минуту должны прибыть Президент Ук­раины Л.Кучма и правительственная делегация, и работ­ники Дворца спешно готовились вешать на фронтоне пла­кат: «Слава героям «Молодой гвардии»!» Но что-то стряс­лось: через площадь к Дворцу бежала начальница райис­полкома и кричала во все горло: «Всех уволю! Всех под суд!» К Дворцу примчалась пожарная машина, и дежур­ный милиционер надрывался: «Скорее! Скорее!» Но ни­чего не горело — на крыше Дворца над желто-голубым флагом независимой Украины на корявом древке разве­вался красный флаг. Директриса Дворца, вся бледная, тихо проронила: «Я повешусь!» Хмурый прохожий остановил­ся возле толпы, уставился на флаг и, улыбнувшись, про­изнес; «Ну, Краснодон! Молодогвардейцы есть!»
Шестьдесят лет назад на этом месте стоял клуб ИТР, в прошлом «Дом бешеного барина», и вот так же на кры­ше развевался красный флаг. Оккупанты грозно кричали «Шнель! Шнель!», а полицаи суматошились, напуганные надписью у древка «Заминировано!»
Тогда красные флаги молодогвардейцев взбесили не­мецких оккупантов. Красный флаг взбесил и нынешнюю власть. Кто же оккупант сегодня?
Не найдут враги покоя,
Не опомнятся никак —
Над управой городскою
Кто-то поднял красный флаг.
                                                 (С.Островой)
 
Выходит, оккупирована теперь и Москва.
Так вот живая история «Молодой гвардии» в досто­верном романе А.Фадеева обнаруживает в нынешней нео­бычной, уродливой жизни отзвуки далекого прошлого и сама та история проявляется в них.
 
* * *
Если направо –
Деньги и слава.
Если налево –
Конь пропадет.
Если упрямо
Двинешься прямо –
Сам ты погибнешь. Значит, вперед!
Вспомним да грянем.
Петь не устанем
Тех, кто не сдался.
Тех, кто не сник!
Выпьем да грянем.
Песней прославим
Тех, кто упрямо шел напрямик!
                                                 (Александр Бобров)
 
 
Последнее слово
Беседа двенадцатая
 
В заметках «к плану» романа Фадеев записал: «Для того, чтобы построить здание, нужно много людей-тру­жеников, чтобы уничтожить — достаточно одного чело­века с динамитом. Так в жизни общества: когда идет сози­дание нового общества, в этом участвуют множество хо­роших людей, и они определяют лицо этого общества. С приходом немцев единицы подлецов все это предают, раз­валивают, разрушают. Но именно эти единицы выплывают на поверхность».
Да, как раз бесцветные негодяи стали во время окку­пации бургомистрами, старостами, следователями, поли­цаями. Уверовав в невозвратимость советской власти, они поклялись преданно служить оккупантам. Но они не были завзятыми врагами прежней власти. Их, беспринципных, интересовала не судьба страны и народа, а только соб­ственная шкура. Взять хотя бы М.Кулешова, упомянутого ранее. При советской власти он активно раскулачивал ка­заков, получил юридическое образование, работал адвока­том в суде. С приходом немцев организовал сбор у насе­ления керосина для германской армии, а когда сдатчики потребовали взамен обещанный уголь, он послал их ... к Сталину. Вот и заслужил место следователя полиции.
Потом эти люди свою измену оправдывали сложив­шейся неблагоприятной обстановкой.
Нынешний зигзаг, когда историю с восходящей свер­нули назад, тоже обусловливают якобы неизбежными, но благодатными обстоятельствами. А в обоих случаях смысл происходящего тонко выражен восточной мудростью: ког­да караван поворачивает назад, то первыми становятся последние верблюды.
Сегодня эти «хромые» «последние» (рабы обстоя­тельств!), оказавшись во главе «каравана» откровенно об­нажили затаенную подлость, обжулили народ, по шкур­ным побуждениям сдали страну и рынки сбыта западным «цивилизаторам» и объявили войну героическим образам и символам мужества. Как и прежде ошарашенное, расте­рянное общество безропотно притихло, а молодогвардей­цев снова оцепили старые враги и новые предатели.
Hо, как в песне поется, ничто на Земле не проходит бесследно. И высказывания участников бесед теперь ста­ли историей и уже не могут быть выправлены или унич­тожены. А выявленные измышления, нелепости, надувательская оболочка, в которую небрежно упаковали реаль­ную историю, оказались прямыми и весомыми уликами, по которым надлежащее воздаяние неминуемо: кому-то окажут презрение друзья и знакомые, кого-то совесть осудит при жизни, кто-то взмолится о прощении на смерт­ном одре, с кем-то расправится история. Во всяком случае перед приговором совести или праведного суда потомков предоставим собеседникам, как и положено, последнее слово.
В.Козорез: ...Время безжалостно снивелировало книж­ные ценности, сделав их музейными экспонатами, а с от­крытием так называемых белых пятен в истории глянец многих «наших побед» выявился не таким уж и блестя­щим.
Наша история довольно долго была историей мифов и легенд [18].
В.Березин: Трагична наша история, и еще трагичнее наша мифология, скорбны наши коммунистические сказ­ки [55].
В.Аблицов, В.Жежера, В.Краснодемский: Понятно, что раньше мы говорили только о противостоянии фа­шизму, инициированном коммунистами. Но сопротивле­ние было и со стороны национально-патриотических сил, в частности Организации украинских националистов (обо­их частей: и мельниковцев, и бандеровцев).
<...> С началом боевых действий на территории Укра­ины, принадлежащей тогда Польше, были сформированы три походные группы в общем количестве до 5 тысяч че­ловек.
<...> Задача перед участниками этого похода стави­лась единственная — пропагандировать идеи самостийно­сти Украины и организовать гражданскую администра­цию на оккупированных территориях [14].
Альфред Бизанц: Когда дивизия «СС-Галичина» была сформирована, я возвратился в Краков, где продолжал руководить частью агентуры из числа оуновцев, контро­лировал деятельность УЦК и его ДК. Одновременно продолжал подбирать новых агентов для заброски в тыл Со­ветской Армии на земли освобожденной Западной Украи­ны. Так продолжалось до осени 1944 года, т.е. до эвакуа­ции АСТ-Краков на территорию Германии [25].
В.Полищук: Угрозы для Украины со стороны украин­ского национализма не видят некоторые киевские газеты и журналы. Их писания, а также поддержка ОУН-УПА со стороны таких деятелей, как Дмытро Павлычко, Иван Драч закрыли рты тем украинцам, которые пострадали от бандеровцев, которые потеряли своих близких. Люди вновь стали бояться ОУН, как и 50 лет тому назад [87].
М.Романцов: ...На сей раз речь ... о роли в историчес­ких событиях времен второй мировой войны, обусловив­шей теперешнюю политическую должность пана Стахива: член президиума Украинского главного освободительного совета (УГВР - В.М.) [15].
Е.Стахив: Народ Украины должен знать, что украин­ское подполье не было «кучкой немецких и американских наемников», как пишут советские пропагандисты [8].
Я счастлив, что 14 раз был в Украине после 1990 го­да [22].
М.С.: Стахив — не тот честолюбец, которому хочется славы. Ему хочется правды, чтоб люди знали, что и как было в Краснодоне [10].
В.Сильченко: Повесть жизни много пережившего че­ловека настолько густа, насыщена фактами, что переска­зать ее нельзя [13].
Н.Зайцев: ...Главным врагом для себя и Украины та­кие патриоты, как Стахив, всегда считали советскую власть и коммунистическую партию. Борясь против нее, они не считали позорным для себя идти на союз с гитлеровца­ми... [83].
О.Притыкин: Части Красной Армии, освободившие Донбасс, не могли не понять, что здесь действовало наци­оналистическое, а не коммунистическое, подполье. Его нужно было срочно «перекрасить», что и было поручено Фадееву [36].
А.Ильченко: У нас в редакции побывал Евген Стахив, человек удивительной судьбы, посвятивший свою жизнь борьбе за независимость Украины, один из организаторов антифашистского подполья ОУН на Донбассе в годы вто­рой мировой войны. Позже Фадеев переделал эту исто­рию в роман «Молодая гвардия» [23].
С.Киселев: Но это не просто роман, а роман истори­ческий, и в историческом романе автор обязан соблюдать историческую правду. В этой связи — как быть теперь с переизданиями «Молодой гвардии»? [53].
Н.Ажгихина: А может быть... и вовсе исключить кни­гу из школьной программы?
Ну, в самом деле, стоит ли детей воспитывать на кни­ге, переписанной по руководящему указанию да и создан­ной наскоро, по наброскам майора особиста... [58].
Редакция газеты «Молодь України»: Над причинами трагедии нужно задумываться, а подвигу — только покло­няться. Мы поклонялись, пока не поняли: искать нужно правду. Только тогда мы поставим памятники не идолам, а реальным людям.
<...> Мы надеемся, что это станет началом честного разговора об истории «Молодой гвардии». Мы надеемся, что будут исправлены школьные учебники и молодежь будет читать не легенды, а знать историю.
Должен, наконец, прийти этот час [50].
 
Продолжение
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Сайт создали Михаил и Елена КузьминыхБесплатный хостинг uCoz