Героям Сопротивления посвящается...
Главная | Заслонов К.С. | Регистрация | Вход
 
Среда, 18.10.2017, 21:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Заслонов Константин Сергеевич
 
Герой Советского Союза
Константин Сергеевич Заслонов
 
Из книги «ГОВОРЯТ ПОГИБШИЕ ГЕРОИ».
Четвёртое, исправленное и дополненное издание.
Москва, 1973
 
ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЕМЕ В ПАРТИЮ И ПИСЬМА КОМАНДИРА ОРШАНСКОЙ ПАРТИЗАНСКОЙ БРИГАДЫ К. С. ЗАСЛОНОВА
30 августа — не позднее 14 ноября 1942 г.
 
В парторганизацию бригады
Заслонова от командира бригады
Заслонова Константина Сергеевича.
 
Заявление
 
Прошу принять в кандидаты ВКП(б). Обещаю устав нашей партии выполнять честно и полноценно, выполнять любые партийные и государственные задания, не щадя ни собственных сил, ни жизни.
30/VIII - 1942 г.
Константин Заслонов.
 
ПИСЬМО ДРУГУ
Не позднее 14 ноября 1942 г. (14 ноября 1942 года К. С. Заслонов погиб. – Авт.).
 
Здравствуйте, дорогой Владимир Яковлевич!
Из глубоких трущоб, болот, лесов и партизанских селе­ний Белоруссии партизанский привет!
Обычно, когда друзья встречаются, то спрашивают друг у друга: «Ну, как живем?» Этот вопрос, вероятно, и ты склонен задать мне. Ответ, обычно, следует: «Ничего!» И отсюда завязывается разговор, дружеский, товарище­ский. Год как мы разошлись, год как действуем в разных местах, иногда завидуя друг другу, я это знаю, сошлись бы вроде как разошлись вчера, я это представляю точно. Прежде всего, начну с того, что интересует тебя кровно наряду с другими государственными вопросами, — это твой разъединственный сын... Сын живет в Славном, у брата твоей жены — Ширкевича Юзика и Халецкой. Там же твоя любимая теща, дом тещи разбомбили в феврале мес.
Теперь о деле. Дела большие — «бомбуем», «бомбуем» и «бомбуем». Каждый день что-либо новое, иногда ру­баем — спасу нет немцам, иногда, когда невыгодно, укло­няемся от вызываемого боя, очень много летит под откос поездов вместе с фашистами. Иногда жирно едим, тепло спим, иногда по 5 дней голодаем, иногда такое мондраже пробирает, что зуб на зуб не попадает, есть провокаторы, есть шпионы, есть предатели, иногда уходят от кары, но больше всего испытывают они силу партизанского огня.
Мои люди — партизаны настолько насолили немцам, что делали облаву и вызывали на бой меня против 3 диви­зий, но, набив им морду, ушли. Сейчас моя голова подхо­дяще оценена и цены растут после каждой операции, а операций много, и важных. Сейчас цена моей головы оце­нена в 50.000 марок, железный крест, и, кроме того, кто меня живого или мертвого доставит немецким властям, тому будет обеспечена прекрасная жизнь в самой Герма­нии со всеми его ближайшими родственниками. Если кто из крестьян со мной проделает такую экзекуцию, тому бу­дет предоставлено пожизненно в его личное пользование два крупных немецких имения.
Вот, Владимир Яковлевич, примерно как живем мы.
Правда, наряду с геройством и доблестью моих людей есть трусы и маловеры. С таким народом тоже сумел спра­виться и справляемся, вычеркивая его из нашей жизни, как ошибочный «дар природы». Подробности действий и похождений — при встрече. Исходил я Белоруссию и вдоль и поперек, правда, иногда и ездим.
Ну, Володя, пока! С приветом Заслонов.
Привет паровозникам, сколоти себе хорошую группу человек в 15—20 и прилетай на месяц-два, рубанешь по диверсиям и улетишь обратно. Приходи с группой ко мне в распоряжение, об этом ты можешь сговориться с т. Пономаренко, где я — он знает.
Заслонов.
 
ПИСЬМО РОДНЫМ
Не позднее 14 ноября 1942 г.
 
Ритуся, мои родные бусеньки Муза и Иза. Как хочется всех вас увидеть. Будем живы — увидимся. Погибну — значит за Родину. Так и объясни ребяткам...
 
С кровью в сердце оставлял Оршу Константин Сергеевич За­слонов. Это было 15 июля 1941 года. Буквально из-под носа немец­ких мотоциклистов он на последнем паровозе вырвался на восток. Тяжело было на душе начальника Оршанского паровозного депо — оттого, что несколько часов назад своими руками пришлось выво­дить из строя машины и оборудование депо и станции, а ещё больше оттого, что землю терзал враг, жестокий, сильный и неумо­лимый.
Уроженец Великих Лук, машинист железнодорожного депо Новосибирска, он сумел познать страну, полюбить ее города и села. И вот теперь, покинув Оршу, он был преисполнен ненависти к фашистам.
Путь до Москвы был тяжелым. То тут, то там путь преграж­дали разбитые составы, много раз уступали дорогу встречным воинским поездам, над головой почти беспрерывно гудели фашист­ские стервятники, несколько раз попадали под бомбежку. Наконец, затемненная, посуровевшая столица, депо имени Ильича Белорус­ской железной дороги. Здесь уже работали многие из оршанских железнодорожников, а Константин Сергеевич, став инспектором по приему паровозов, круглыми сутками стал пропадать в депо. Това­рищи искренне удивлялись — когда же он спал и отдыхал? Однажды он собрал их вокруг себя и взволнованно прочитал заявле­ние в Центральный Комитет партии и Наркомат путей сообще­ния. В нем говорилось:
«Наша страна в огне. Жизнь требует, чтоб каждый гражданин, в ком бьется сердце патриота, кто дышит и хочет дышать здоро­вым советским воздухом, стал бы на защиту нашей Родины... Прошу Вашего разрешения организовать мне партизанский отряд и действовать в районе от Ярцево до Баранович, в полосе железнодорожных линий, станций и других железнодорожных сооружений. Я Вас заверяю от имени храбрых из храбрых, просящих меня передать, что клятву партизан — присягу выдержим с честью...»
Это заявление отражало думы и чаяния всех присутствующих, и вскоре около 30 оршанских и смоленских железнодорожников стали готовиться к отправке в тыл врага. Командиром был назна­чен К. С. Заслонов, а комиссаром — Ф. Н. Якушев. В начале сен­тября этот небольшой партизанский отряд отправился в Вязьму, где пополнился еще группой рабочих.
17 сентября 1941 года постановлением бюро Смоленского об­кома ВКП(б) был утвержден личный состав отряда в количестве 41 человека. На рассвете 1 октября 1941 года отряд Заслонова под прикрытием кавалерийского эскадрона корпуса генерал-майора Л. М. Доватора перешел линию фронта в Вельском районе. Пол­тора месяца, преодолевая всевозможные трудности, в условиях рано начавшейся зимы, уходя от преследований фашистских кара­телей и теряя товарищей, терпя лишения от холода и голода, партизаны шли по намеченному маршруту.
До Орши дошли немногие... Войдя в город, Константин Серге­евич установил связи с коммунистами, оставленными ЦК КП(б)Б для подпольной деятельности в тылу немецко-фашистских окку­пантов. С их помощью удалось получить в городской управе временное удостоверение на право жительства, а затем — зарегистри­роваться на бирже труда как безработному.
Безработный, беспартийный, инженер, 1909 года рождения, до войны долго работавший в местном депо, скоро привлек, вни­мание немецкой администрации, которая остро нуждалась в спе­циалистах для налаживания работы железной дороги. Гитлеров­ская ставка требовала бесперебойного продвижения через Оршу основных своих войск, рвавшихся к Москве. И вот, после тщательных проверок, «лояльного» инженера назначили начальником рус­ских паровозных бригад.
Используя представившиеся возможности, Константин Засло­нов сумел устроить на работу в бригаду пришедших с ним из Вязьмы товарищей — Анатолия Андреева, Сергея Чебрикова, Петра Шурмина. Небольшая группа заслоновцев явилась ядром подпольной организации, развернувшей активную диверсионную деятельность в Орше и на близлежащих железнодорожных стан­циях. В состав подпольной группы вошли паровозники В. Аскальдович, В. Громаков, Т. Докутович, ставший вожаком молодежи, братья А. и Л. Колтушко, К. Захаревич, П. Белоусов, Ф. Епишев, М. Шумилов, П. Шурмин, А. Сикорский, Б. Кононов, А. Маховой и др. Группа установила тесные связи с находившимися в под­полье членами Оршанского горкома КП(б)Б, работником подполь­ного горкома Ф. А. Цингалевой и другими коммунистами-подполь­щиками.
Несмотря на тяжелые условия работы, на непрекращающиеся проверки гестапо и слежку ее агентов, Константин Заслонов и его товарищи вели обучение рабочих-ремонтников диверсионной так­тике и технике; группа изготовляла замаскированные под камен­ный уголь мины, которые подбрасывались в тендеры паровозов и затем выводили из строя паровозные топки, вызывали крупные аварии; делались также «ерши» — особые мины, которые разбра­сывались по шоссейным дорогам. Подпольщики минировали и вы­водили из строя семафоры, водокачки, железнодорожные стрелки, мосты, сжигали нужные сооружения, убивали вражеских солдат и офицеров. В результате хорошо продуманной и организованной диверсионной деятельности под откос летели эшелон за эшело­ном.
Из донесений К. С. Заслонова Витебскому подпольному коми­тету КП(б)Б видно, что за три месяца героической борьбы на Оршанском узле произошло 98 крушений поездов, выведено из строя 200 паровозов, взорваны тысячи вагонов и цистерн с горю­чим и большое количество различной боевой техники врага. Это была серьезная помощь Советской Армии, громившей гитлеровские полчища под Москвой.
Наряду с диверсионной работой заслоиовцы добывали оружие и готовили базу для отхода в леса. Немецкая администрация не­сколько раз арестовывала Константина Сергеевича, но каждый раз он доказывал свою «непричастность» к диверсиям. А в феврале 1942 года, когда уже невозможно было оставаться в депо, Засло­нов со своими помощниками, оставив верных людей на железной дороге, ушел на юго-запад Витебской области. Там, в деревне Логи, вскоре начал действовать партизанский отряд «дяди Кости». От­ряд быстро рос за счет рабочих и крестьян Витебщины, за счет объединения более мелких партизанских групп. Уже в июле на боевом счету отряда было 113 подорванных поездов, около 2 тыс. убитых фашистов и их прихвостней. А вскоре на базе пяти отря­дов возникла бригада К. С. Заслонова, в составе 2500 человек, одну треть которых составляли коммунисты и комсомольцы. Вот тогда-то и произошло самое знаменательное событие в жизни славного патриота: он был принят в ряды Коммунистической партии. В сен­тябре 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР командир партизан был награжден орденом Ленина и через месяц стал командиром оршанской партизанской бригады.
Именно в те дни гитлеровский штаб «Центр» доносил своему фюреру: «Умножаются случаи налетов на железные дороги в днев­ное время. Партизаны убивают железнодорожную охрану. Осо­бенно большое количество подрывов происходит на тех участках железных дорог, которые являются нашими главными путями под­воза и снабжения... Участок железной дороги Минск — Орша — Смоленск был выведен из строя на 28 часов и вторично на 35 часов». Партизаны искусными диверсиями сумели впоследствии вы­вести из строя 150 паровозов, парализовать работу паровозного парка и всего железнодорожного узла Орши.
В октябре — ноябре 1942 года партизаны под командованием К. С. Заслонова вели упорные бои с прибывшими на Витебщину превосходящими силами карателей. 13 ноября 1942 года гитлеров­цам удалось окружить группу командиров и комиссаров партизан­ских отрядов Оршанской зоны, которые собрались на совещание в деревне Куповать, Сенненского района. Утром 14 ноября каратели, открыв ураганный огонь, начали наступление. Ценой больших по­терь после четырех часов яростных атак враги ворвались на окра­ину деревни. Завязалась рукопашная. Все партизаны во главе с командирами сражались до последнего патрона, до последнего ды­хания. К. С. Заслонов погиб. Но партизанские бригады его имени мужественно завершили дело славного сына советского народа. Жизнь Героя Советского Союза Константина Сергеевича Заслоно­ва — яркий пример преданности великой Родине.
Заявление К. С. Заслонова о приеме его в партию и письмо товарищам железнодорожникам в советский тыл хранятся в партийном архиве Института истории партии ЦК КП Белоруссии (ф. 3500, оп. 2, д. 1265, л. 36—37). Они опубликованы (письмо неполностью) в книге «Советские партизаны» (М., 1961, стр. 336, 371). Письмо адресовано другу Заслонова В. Я. Сарнову — бывшему заместителю начальника депо Орша. В. Я. Сарнов погиб в 1943 году в боях против фашистских захватчиков. Письмо родным находит­ся в доме-музее К. С. Заслонова в Орше.
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Сайт создали Михаил и Елена КузьминыхБесплатный хостинг uCoz