Сталинградцы в бою и труде.
Страница 13.
1941—2942 гг. прошли в напряженном труде, крайней занятости как преподавателей, так и студентов. Кроме курсов медсестер, военная обстановка требовала усилить помощь колхозам и совхозам области, заменить ушедших на фронт мужчин-механизаторов. Многие студенты окончили курсы механизаторов сельского хозяйства. 60 человек занимались на двухгодичных курсах иностранных языков, готовились к работе военными переводчиками.
Летом 1942 г. после окончания первого учебного года в условиях войны, когда уже развертывались бои на подступах к Сталинграду, институт направил в Городищенский район на сооружение оборонительных рубежей 715 студентов и преподавателей. Возглавлял коллектив строителей секретарь партийного бюро института В. В. Лухменский. Они находились там до 20 августа, после чего вернулись в Сталинград и сразу же включились в работу по эвакуации раненых за Волгу.
Когда 23 августа 1942 г. началась массированная бомбардировка и гитлеровцы прорвались к Волге севернее тракторного завода, многие студенты и преподаватели института вместе с жителями города находились на строительстве оборонительных рубежей. Здесь погибли две студентки: Нина Никитина и Мария Круглянская. Это событие потрясло всех. Студенты нашего института до последней возможности под руководством Шуры Агеенковой спасали детей в горящем городе.
Большую работу проделал институт, готовясь к эвакуации: было упаковано и свезено на берег Волги все имущество, оборудование кабинетов и музеев, книги. 23 августа все это было уничтожено в результате бомбардировки.
В те трагические дни были разрушены все три учебных корпуса института, 4 студенческих общежития, хозяйственные постройки и частично — дом научных работников.
В сентябре 1942 г. институт временно прекратил свое существование. Многие преподаватели ушли в армию, некоторые были эвакуированы в город Бирск, другие выехали в различные районы города и страны, в том числе в Саратов, где часть студентов была принята в Саратовский педагогический институт, а некоторые — в университет.
11 сентября 1943 г. директор института И. А. Фурсенко прибыл в г. Урюпинск, а 25 сентября вышло постановление исполкома Сталинградского облсовета депутатов трудящихся и обкома ВКП(б) о переводе института в г. Камышин. В связи с этим всем работникам предложили письменно заявить о своем согласии или несогласии на переезд.
Были разосланы обучавшимся объявления о том, что институт возобновил занятия в октябре 1943 г. в г. Камышине.
Были оформлены все документы. В г. Камышине было выделено несколько зданий — бывшие дворцы графов и дома купцов. Предоставили и здание горисполкома с 30 кабинетами. Администрацией города было выделено помещение для профессорско-преподавательского состава на 15 квартир. Из 30 выделенных комнат пять были заняты местными властями, одна комната была отведена под магазин, другая — под кладовую кафедры военной и физической подготовки, пять комнат были такие маленькие, что учебные группы в них с трудом размещались. Число академических групп было больше, чем количество комнат. При институте еще занимались 100 человек на курсах подготовки учителей. Институт вел занятия в две смены (с 8.30 до 21.40).
В общежитии на 200 мест проживало 315 человек. В 1943 г. в институт педагогический был принят 281 студент, в учительский — 175 студентов.
В 1943 г. состояния обучения и проживания в г. Камышине было удовлетворительным, но уже с 1944 г. положение резко изменилось. Не хватало оборудования в кабинетах, мебели в общежитии. В течении двух месяцев не работала баня. Не было достаточно электричества. Антисанитарное состояние привело к очагам чесотки. Большие трудности были с научно-педагогическими кадрами. В первых числах октября 1943 г. в институте было 6 научных работников, к 15 ноября — 20, к концу семестра — 35 человек штатных сотрудников и 3 преподавателя с почасовой оплатой. Работали тогда профессора И. П. Гиляровский, Н. Б. Мельников, А. С. Турчанинов, В. С. Потапов, 9 доцентов, 21 старший преподаватель и 10 ассистентов. Для чтения лекций приезжали на некоторое время преподаватели из других вузов страны. В 1944 г. на стационаре обучалось 351 человек, в учительском институте — 629, на заочном отделении — 977 человек.
Из 14 кафедр были укомплектованы преподавателя кафедры педагогики, математики, иностранного языка, зоологии, ботаники, и недостаточно укомплектованными были кафедры основ марксизма-ленинизма, истории, литературы, химии.
Зима в том году выдалась на редкость суровая. Помещения отапливались плохо, так как не хватало дров. Из 113 кубометров торфа, ввезенного и оплаченного средствами института, выдали сотрудникам 40 кубометров за наличный расчет, а 73 кубометра передали эвакогоспиталю, который находился на ул. Чапаева, 20, где студенты помогали персоналу, дежурили ночами в палатах. Дрова заготавливали преподаватели и студенты. Бригады по 10—15 человек выезжали за Волгу. Получали на несколько дней не очень сытный паек, брали топоры, пилы и отправлялись на 3—4 дня. Затем их сменяли другие студенты.
Не хватало одежды, обуви, продуктов. Но институт действовал. Душой коллектива был директор института Иван Андреевич Фурсенко. Он всегда был рядом со студентами: на занятиях, на заготовке дров, во время дежурства в госпиталях, в студенческом общежитии. Помогал ему в работе по хозяйственной части А. Е. Бобров.
Военное положение требовало от каждого строгой дисциплины. В июне 1944 г. вышло постановление СНК СССР о порядке использования летних каникул студентами вузов и техникумов. По этому постановлению студенты в августе работали в подсобном хозяйстве, на ремонте зданий и общежитий, на заготовке топлива, на сельскохозяйственных и других работах. Сентябрь был отведен для отдыха студентов. Запрещены были самовольные выезды без разрешения администрации. Те студенты, которые не являлись на работу, привлекались к ответственности как лица, уклоняющиеся от мобилизационных работ.
Несмотря на неимоверные трудности, институт продолжал жить, готовить стране высококвалифицированные кадры.
Первый учебный год в Камышине закончился выпуском 32 учителей. 200 человек закончили курсы повышения квалификации учителей. Дипломы с отличием получили 3 выпускника. На летнюю экзаменационную сессию студентов-заочников прибыло 382 человека.
Лучшими факультетами по успеваемости, дисциплине, общественной работе были признаны физико-математический факультет, педагогическое и историко-литературное отделения учительского института.
Дирекция института провела большую подготовительную, массово-агитационную работу по набору студентов на 1944/45 учебный год. Но план приема не был выполнен. Вместо 390 человек в педагогический и учительский институты поступили только 294 человека. В октябре был организован дополнительный прием, однако он ничего не дал. Тут сказались и условия военного времени и географическое размещение районов. Из 65 районов области только 18 были связаны с Камышином удобным железнодорожным и водным путем.
Несмотря на указанные трудности, второй год жизни института в Камышине прошел в более благоприятных условиях, чем первый.
Усложняло жизнь еще одно обстоятельство: в соответствии с постановлением правительства о платности обучения в школах и вузах было введено платное обучение и в институте с 22 декабря 1943 г. Плата в размере 300 рублей вносилась 2 раза в год. Освобождены были от платы инвалиды Отечественной войны, дети и жены рядового и младшего начсостава, пенсионеры и дети пенсионеров, для которых пенсия являлась единственным источником существования, нуждающиеся стипендиаты.
Жизнь шла своим чередом. 7 февраля 194 г. в корпусе общежития по Пролетарской улице для студентов института ввели физзарядку, которую проводили ежедневно перед занятиями в течение 15 минут. Явка всех студентов была обязательной.
16 февраля 1944 г. был проведен 25-километровый военизированный поход, посвященный 26-летию Красной Армии. Принимали участие все студенты и преподаватели. Сдавали нормы на значок «Будь готов к ПВХО». Озеленяли участки при институте. Ездили в командировки в Новониколаевский район за картофелем для студенческой столовой.
Студенты-отличники получали стипендию, увеличенную на 25 % от обычной. Работали в подсобном хозяйстве, получая заработную плату. Посылали по очереди со всех факультетов, это давало возможность облегчить жизнь.
Культурная жизнь студентов и преподавателей была активной. Каждую субботу проводились вечера с докладами на различные темы, политинформации, выпускались стенгазеты. Часто выступал студенческий ансамбль песни и пляски под руководством работников Театра музыкальной комедии г. Камышина.
Несмотря на все трудности, преподаватели вели занятия, читали публичные лекции. Над диссертациями, докторскими и кандидатскими работали 19 человек.
К 1945 г. педагогический институт вырос и окреп. Пополнились оборудованием кабинеты и лаборатории. Были улучшены бытовые условия студентов и преподавателей, заготовлены на зиму дрова. Но главное — преподавательский состав пополнился высококвалифицированными специалистами: возвратились из эвакуации зав. кафедрой математики профессор А. С. Турчанинов, зав. кафедрой иностранных языков М. Н. Волошина. С ленинградского фронта приехал доктор физико-математических наук профессор В. С. Потапов. Демобилизовались из армии зав. кафедрой русской и зарубежной литературы П. А. Бобров и зав. кафедрой русского языка Л. И. Родин.
Все это позволило организационно провести второй учебный год в г. Камышине. В 1945 г. институт выпустил 158 учителей. По распоряжению облоно все они были направлены в школы нашей области.
Преподаватели одновременно работали в школах города. В год окончания войны десятиклассники сдавали экзамены на аттестат зрелости (он был введен впервые), а принимали экзамены преподаватели института. По воспоминаниям Нелли Павловны Орловой, выпускницы вуза, это были взыскательные, но справедливые экзаменаторы. И хотя была война, обучение в школах велось на высоком уровне.
Налаживая учебный процесс и быт в Камышине, руководство института готовилось к возвращению в родной город. Вопрос о переводе института в Сталинград был решен предварительно вышестоящими органами власти в январе 1945 г., а в марте появилось решение областного комитета партии, обязывающее Главсталинг-радстрой в кратчайшие сроки восстановить здание школы № 93 в Елыпанке для размещения там Сталинградского государственного педагогического института.
* * *
Многие студенты, преподаватели и сотрудники Сталинградского механического института, имевшие отсрочку от призыва или броню, требовали отправки на фронт. В числе первых добровольцев, влившихся в ряды Красной Армии, была группа студентов-отличников учебы и активных общественников в составе: Е. А. Григорьева, В. Н. Попова, Е. Васильева, Г. Софинского, Б. Бабчен-ко, А. Бакумова, В. Трофимова, Неустроева, И. Белоусова и А. Фокина. Ее возглавлял заведующий кафедрой Н. В. Мищенко. Они были зачислены в полк, формировавшийся в Сталинграде, командиром которого являлся преподаватель института участник Гражданской войны Т. Я. Волков.
Всего в первые дни войны ушли на фронт более 500 студентов, 25 преподавателей и аспирантов. Многие из них пали смертью храбрых в боях за свободу и независимость нашей Родины.
В конце июня 1941 г. значительная часть студентов была направлена на учебу в бронетанковую и артиллерийскую академии РККА. Часть студентов ушла на предприятия тяжелой промышленности, продолжая учебу без отрыва от производства.
В связи с созданием Наркомата танковой промышленности СССР Сталинградский механический институт был переведен в ведение Главного управления учебных заведений этого наркомата. Вплоть до начала 1942 г. он являлся единственным вузом в этом управлении, и потому на него ложилась главная тяжесть подготовки специалистов для производства танков и артиллерийских орудий. С этой целью в институте были организованы танковый и артиллерийский факультеты. В механических лабораториях института было решено наладить ремонт стрелкового орудия, а затем был организован целый завод по производству автоматов.
Большого напряжения сил потребовала от коллектива замена преподавателей и сотрудников, ушедших на фронт, а также срочная работа по переоборудованию старых и созданию ряда новых учебных кабинетов и лабораторий в связи с организацией новых факультетов и специальностей.
Весной 1942 г. состоялся первый военный выпуск молодых специалистов. Всего за годы войны институт подготовил 294 инженера. На предприятии Наркомата танковой промышленности за время войны было направлено 268 выпускников института.
Каждый преподаватель, студент и сотрудник стремился сделать для фронта, для победы все что мог. С целью подготовки резерва действующей армии были открыты курсы радистов, телефонистов, трактористов. За годы войны на них было подготовлено более 1000 танкистов, 500 артиллеристов, 300 радистов и 45 телефонистов. Кроме того, преподаватели, сотрудники, студенты активно участвовали в сборе средств на нужды обороны, на фронт посылались теплые вещи. Всего в военные годы вузом было собрано и передано в Фонд обороны свыше 300 тысяч рублей, отправлено бойцам около тысячи различных теплых вещей.
С начала июля по 23 августа 1942 г. свыше 300 студентов, преподавателей и сотрудников института самоотверженно трудились на строительстве оборонительных рубежей на ближних подступах к городу в районе поселка Рынок и речки Сухая Мечетка. Последний день, 23 августа, студенты и преподаватели работали под обстрелом артиллерии и прорвавшихся танков противника, под бомбежкой вражеской авиации. В этот день во время вывода студентов и преподавателей из-под обстрела врага погиб заместитель декана механико-сборочного факультета Д. А. Полунин.
Преподаватели и сотрудники принимали участие в боях во время осады города фашистами. Так, заведующий кафедрой военной подготовки Б. Б. Панченко являлся начальником штаба истребительного батальона Тракторозаводского района. Командиром одной из рот батальона был старший преподаватель кафедры физики К. Д. Блюмкин. Его бойцы первыми приняли бой с прорвавшимися немецкими танками и автоматчиками в районе поселков Рынок и Латошинка и держались до подхода регулярных частей.
Директор института А. В. Ловягин участвовал в формировании и военной подготовке двух пулеметных рот рабочего ополчения на тракторном заводе.
Около 70 преподавателей и студентов были награждены медалью «За оборону Сталинграда», а некоторые были награждены орденами.
23 августа 1942 г. линия фронта вплотную подошла к стенам института. В результате ожесточенных вражеских бомбежек и артобстрелов все здания: главный учебный корпус, три учебно-лабораторных корпуса, студенческое общежитие и дом, в котором жили семьи профессоров и преподавателей, были разрушены до основания. Под обломками погибло оборудование всех учебных кабинетов и лабораторий, книжный фонд библиотеки, хозяйственный и бытовой инвентарь. Общая стоимость погибшего имущества составила 8656 тысяч рублей.
С 24 по 26 августа 1942 г. по распоряжению Наркома танковой промышленности институт был эвакуирован в Челябинск. Эвакуация проходила в труднейших условиях — под обстрелом и бомбежкой. Тем не менее удалось собрать и вывести из пылающего города основной костяк профессорско-преподавательского состава. На Урал была отправлена и часть студентов (80 человек).
Несмотря на трудности, которые пришлось встретить в Челябинске, коллектив энергично взялся за дело на новом месте. Был объявлен конкурс и успешно проведен прием студентов на первый курс.
Всего в 1942/43 учебном году, первом году работы в Челябинске, в институте обучалось на всех курсах около 400 студентов, в том числе 90 вечерников. Весной 1943 г. институт произвел второй военный выпуск молодых специалистов в количестве 40 человек. В начале следующего, 1943/44 учебного года, в институте числилось уже около 660 студентов и 20 аспирантов.
Быстрый рост численности студентов потребовал решения проблемы кадров преподавателей, обострившейся вследствие ухода части из них во время эвакуации. В короткий срок удалось привлечь на работу в институт специалистов из других эвакуированных вузов и промышленных предприятий, находившихся в Челябинске, а так же большую группу заводских инженеров.
Первая защита кандидатской диссертации состоялась еще в Сталинграде 22 августа 1942 г., в канун боев с прорвавшимися к городу врагом. После переезда института в Челябинск ученый совет возобновил свою работу, защищались кандидатские диссертации.
Научно-исследовательская работа в институте в годы войны была полностью подчинены интересам фронта. Готовились докторские и кандидатские диссертации, выполнялись оборонительные заказы предприятий.
Научную деятельность коллектива возглавлял проректор по учебной и научной работе, заведующий кафедрой деталей машин профессор В. А. Добровольский. Под его непосредственным руководством группа преподавателей осуществила ряд специальных теоретических и экспериментальных исследований, имеющих важное практическое значение.
В 1944 г. преподавателями института был подготовлен для печати «Сборник трудов кафедр СМИ», в которых излагались результаты основных исследований коллектива института в годы войны.
За большой вклад в укрепление боеспособности Красной Армии 16 преподавателей и сотрудников были награждены орденами и медалями. В их числе А. Н. Рабинович, А. П. Чудин, А. М. Кошкин, С. Н. Медведицков, А. Н. Синявин и другие. 40 человек были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». Среди них ветераны СМИ Н. Ф. Бори-севич, В. П. Баранников, Ф. С. Власкин, А. Н. Байбакова, Ф. В. Байбаков, Н. А. Пелихов, Н. Д. Подобед, Н. Д. Соловьев, Е. Т. Цымлова, А. А. Чикова, Г. М. Чукавин и другие.
Победа Красной Армии под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. Фронт уходил все дальше и дальше на запад. Перед коллективом института встал вопрос о возвращении в родной город.
19 мая 1943 г. бюро обкома КПСС приняло постановление «О восстановлении Сталинградского механического института в г. Сталинграде». Было решено временно разместить его в трех сохранившихся зданиях поселка Сарепта, близ судоверфи. Под учебный корпус отводился дом ремесленного училища № 4 (ныне индустриальный техникум), кирпичный сорокаквартирный дом № 11 — под жилье профессорско-преподавательского состава и дом — под общежитие студентов. Эти здания во время боев пострадали, и директору судоверфи было дано указание срочно отремонтировать их и приспособить к нуждам института.
Первая группа преподавателей и сотрудников во главе с директором А. В. Ловягиным 15 ноября 1943 г. выехала из Челябинска в Сталинград, чтобы подготовить помещение и организовать прием студентов на первый курс на новом месте. В труднейших условиях этой группе удалось с 1 декабря развернуть работу по приему абитуриентов. На первый курс было принято 150 студентов, а также 113 человек — на подготовительное отделение. С 15 февраля 1944 г. начались регулярные занятия с этими студентами в Сарепте.
Вторая группа преподавателей и сотрудников во главе с заместителем директора института профессором В. А. Добровольским должна была завершить первый учебный семестр, провести зимнюю экзаменационную сессию в Челябинске и к 10 февраля выехать в Сталинград, чтобы организованно начать второй семестр на новом месте. Однако эвакуация затянулась из-за несвоевременной подачи вагонов, вплоть до конца апреля 1944 г. Поэтому занятия эта группа в Сталинграда начала только 1 мая 1944 г.
Третья группа во главе с доцентом П. А. Гришиным осталась в Челябинске. Она стала костяком вновь созданного Челябинского механико-машиностроительного института.
В исключительно тяжелых условиях были сделаны первые шаги в создании учебных кабинетов и лабораторий. Силами студентов и преподавателей готовились наглядные пособия, схемы, диаграммы, картограммы. В приспособленных помещениях были размещены два учебных кабинета — физики и химии, две лаборатории — резания металлов и колесно-гусеничных машин. Однако для нормальной работы этого было страшно мало. Требовалось дополнительно организовать 10—12 учебных лабораторий и кабинетов, чтобы полностью обеспечить учебный процесс и создать условия для научных исследований преподавателей и аспирантов.
К началу 1944/45 учебного года в институте была сформирована 31 студенческая группа, а аудиторий имелось лишь 12. Расширение аудиторного фонда сдерживалось трудностями ремонта зданий института из-за отсутствия строительных материалов и нехватки строительных рабочих.
Восстановление института было проведено без остановки учебного процесса и выпуска молодых специалистов. Всего 12 месяцев потребовалось коллективу вуза, чтобы добиться показателей 1942 г. как по количественному составу преподавателей и студентов, так и по уровню развития учебно-материальной базы.
Однако отсутствие специализированных помещений и резерва аудиторного фонда в Сарепте, а также большая территориальная отдаленность от своей главной производственной базы — СТЗ препятствовали этому. Назрела необходимость перебазирования института на старое место в Тракторозаводском районе.
* * *
Сталинградский медицинский институт был организован и открыт в 1935 г. Функционировал один — лечебный факультет. Становление института еще не закончилось, когда началась Великая Отечественная война. В 1941 г. состоялся ускоренный впуск врачей, который ушли на фронт. Многие сотрудники и выпускники преподавали на курсах медсестер, работали в тыловых госпиталях. С 1940 по 1942 г. ректоров мединститута был Арнольд Иосифович Бернш-тейн.
1 февраля 1943 г. ректором был назначен Эзрий Израилович Иоффе. Сразу же после освобождения Сталинграда в июле 1943 г. институт возобновил свою работу. С 1944 по 1951 г. институт возглавлял В. Ф. Широкий.
УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И ВОЙНА
Истории Великой Отечественной войны уделялось огромное внимание на протяжении второй половины XX века, а особенно — в 80—90-е гг., когда многие сведения были рассекречены и сняты идеологические барьеры. Период пересмотра истории не завершился и по сей день. Особенно сильное идеологическое давление испытывала культура. Достаточно полного и систематического анализа по этому направлению в российской, а тем более, западной историографии не проводилось. Военная история всегда стояла на первом месте, а деятельности культурных учреждений внимание практически не уделялось.
К началу войны в Сталинградской области насчитывалось:
— 7 театров (в Сталинграде 4: областной Драматический им. М. Горького, Музыкальной комедии, Юного зрителя, Кукольный и 3 совхозно-колхозных: в Камышине, Михайловке и Урюпинске);
— 3 музея;
— 1044 библиотеки (в т. ч. в Сталинграде — 70), фонд которых составлял 1941,7 тысячи экземпляров;
— 1301 клубное учреждение (в Сталинграде — 38);
-329 киноустановок (в Сталинграде — 33).
Весь этот потенциал с началом Великой Отечественной войны был направлен на поддержание морального духа советских людей, обеспечение оперативной информацией о событиях на фронте и в стране, агитационную работу.
Артисты областного Драматического театра им. М. Горького (Е. Мязина, Е. Евгеньева, Г. Сальников и другие) на страницах «Сталинградской правды» обратились к работникам искусства с призывом «помочь горячо любимой Красной Армии». 26 человек из труппы театра музыкальной комедии ушли добровольцами на фронт.
В первые месяцы войны по предложению 1-го секретаря Сталинградского обкома ВКП(б) А. С. Чуянова из ведущих работников культуры была создана художественно-творческая бригада, артисты которой выступали перед воинскими частями и тружениками тыла.
В театрах города и области срочно менялся репертуар, в котором на первый план выходили спектакли патриотического характера.
Областная библиотека работала с читателями вплоть до ужасной бомбардировки 23 августа 1942 г., когда прямым попаданием бомбы было уничтожено ее здание. Из всего фонда уцелело чуть более 250 журналов.
На Сталинградской железной дороге был сформирован культурно-санитарный поезд, в составе которого помимо лазарета, находился вагон-клуб, где железнодорожники смотрели кинохронику.
На предприятиях и в сельских клубах работали формирования художественной самодеятельности. Ежедневные политинформации, выпуск стенгазет и боевых листков, концерты самодеятельности — все это было направлено, в первую очередь, на пропаганду героизма советского народа. В период с июня 1941 по август 1942 г. работники искусств в мобилизационных пунктах, воинских частях и госпиталях дали 3510 концертов, им не уступали коллективы художественной самодеятельности — более 2000 концертов.
Несмотря на бомбардировки, с июля по август 1942 г. в Драматическом театре прошли спектакли «Ночь ошибок», «Родина», «Последняя жертва», «Чапаев», «Парень из нашего города», в Театре музыкальной комедии — «Сильва», «Год спустя», «Свадьба в Малиновке», «Ночь в июне», «Соловьиный сад», в ТЮЗе — «Фронт», «Тимур и его команда», в городском саду — эстрадные концерты. Все сборы перечислялись в Фонд обороны страны.
По заданию Главного политического управления Красной Армии в Сталинград прибыли военные художники студии им. М. Грекова: С. Годына, Е. Комаров, П. Кирпичев, И. Лукомский, Г. Про-копинский, которые карандашом и кистью вели летопись героизма советских воинов.
В период ожесточенных боев в Сталинграде работали агитационно-культурные бригады, переезжавшие с позиции на позицию. Вызывает восхищение мужество этих людей, в короткие передышки между перестрелками, под пулями и грохотом канонад они поднимали моральный дух солдат.
Историческую битву на Волге запечатлели на кинопленке 15 операторов, снимавших непосредственно «атаки и наступления, боевые действия авиации, уличные бои в населенных пунктах». Многочисленные кадры свидетельствуют о беззаветном мужестве и героизме советских воинов и сталинградских рабочих. Документальная кинокартина «Сталинград» (режиссер Л. Варламов), удостоенная Государственной премии I премии, обошла кинотеатры всей страны.
Во время Сталинградской битвы учреждениям культуры был нанесен огромный урон: во время эвакуации сгорело оборудование и реквизит Драматического театра и Театра музыкальной комедии, погибла коллекция Сталинградской картинной галереи, от попадания бомбы в пароход, перевозивший экспонаты Краеведческого музея, погибли многие предметы, представляющие большую ценность. Серьезный урон был нанесен библиотечному фонду, системе кинообслуживания населения.
После окончания Сталинградской битвы первоочередной задачей стало восполнение утраченного. XI пленум обкома ВКП(б) принимает Постановление о задачах областной партийной организации по восстановлению народного хозяйства. В числе первоочередных задач признается возобновление работы всех политпросве-тучреждений, особенно изб-читален, политкабинетов, клубов, библиотек, восстановление школ, радиоузлов, киноустановок и других культурных учреждений.
12 февраля 1943 г. бюро обкома ВКП(б) принимает постановление о реорганизации Музея обороны Царицына в Музей обороны Царицына — Сталинграда, а в апреле — постановления «О мерах по улучшению кинообслуживания населения области» и «Об организации постоянно действующей выставки о героической обороне Сталинграда».
Сталинград с концертами посещают творческие группы из Москвы, Ленинграда, Саратова и Астрахани.
Несмотря на тяжелый урон, который был причинен Сталинградской области, работа по культурному обслуживанию населения возродилась с новой силой и еще большим размахом.
1943—1945 гг. — период восстановления народного хозяйства и налаживания мирной жизни в Сталинграде.
К середине 1943 г. в области насчитывалось 28 культурных учреждений: 11 театров, 4 музыкальных и художественных училища, 3 детские музыкальные школы, 2 картинные галереи и др.
Осенью 1943 г. возобновил работу Дом народного творчества, осуществляющий методическое руководство районными домами культуры, клубами, драматическими, хореографическими, музыкальными, рукодельными кружками и кружками изобразительного искусства заводов, учреждений и предприятий области.
Окончание
|