В.Минаев. "Молодая гвардия": опять предательство?
Страница 7.
Страница 7.
Самозванец из америки
Беседа четвертая
Раньше споры о комиссаре «Молодой гвардии» (Кошевой или Третьякевич?) были естественными: подпольщики, как и положено, много тайн унесли с собой. Но здравомыслящие люди оказывались в недоумении, когда слышали кривотолки о Кошевом. И вдруг ошеломляющее заявление Е.Стахива: дескать, большевики помогли немцам уничтожить молодогвардейцев, так как не хотели обнародовать, что Олег Кошевой вошел в союз с уже действующим украинским националистическим подпольем. С какой целью выпущена эта дичь? Один популярный американский публицист как-то сказал, что у западного читателя «политический горизонт десятилетнего мальчика, и он ничего не хочет знать за пределами своего крохотного мирка. Статью, в которой нет ни крупицы «сенсейшен», он читать не станет».
Вполне возможно, что американский эмиссар как раз за мальчиков принимает наших людей. А может быть, выполняет вот эту установку: «С помощью радиопропаганды следует осведомленного человека превратить в неосведомленного, убежденного — в сомневающегося, информированного — в дезинформированного... С помощью дезинформации человека можно сделать беспомощнее грудного ребенка». Так поучал вести операции в «холодной войне» начальник отдела в Управлении стратегических служб США профессор М.Чукас. Отправляясь на Украину, Е.Стахив знал, что в «независимой» такие операции уже можно осуществлять всеми средствами массовой дезинформации, что в стихии одурманивающей свободы слова легко отрешать людей от прошлого и уверить их в любой ереси. И, пожалуй, решился «освежевать» историю «Молодой гвардии» и самому вписаться в нее.
Проведем разбирательство. Первое слово зарубежному гостю.
Е.Стахив: Еще в 1952 году я опубликовал несколько статей в Нью-Йорке о том, как все было на самом деле. Эти статьи имели резонанс и в тогдашней советской Украине. На собрании писателей Юрий Смолич с гневом заявил, что эмигранты «делают из славных молодогвардейцев кучку буржуазных националистов». Тогда же пошел слух, что Олег Кошевой не погиб, а сбежал и живет в Америке. Меня стали отождествлять с Олегом Кошевым. Обо всем этом подробно рассказано в моей книге «Крізь тюрми, підпілля й кордони»! [23].
В.М.: Вот, оказывается, откуда десятки лет распускали слухи об оставшемся в живых Олеге Кошевом!
Е.Стахив: Еще в начале 1957 года, полемизируя с «Комсомольской правдой» и Юрием Смоличем в отношении личности Олега Кошевого, я писал на страницах газеты «Сучасна Україна», которую издавала украинская диаспора США: «В своем романе «Молодая гвардия» Фадеев украл самостийницкого борца и сделал его «героем СССР». Речь идет о фигуре О. Кошевого, о котором надо с натяжкой утверждать, что он был героем, но не большевистским!
<...> Если бы Кошевого не уничтожили немцы, то, наверняка, его ликвидировали бы русские большевики.
М.Романцов: То есть, и этот эпизод еще недавней истории был искажен, перекручен в «назидание потомкам».
Е.Стахив: Надо было перерисовать самостийницкое подполье на красное, что и сделал Фадеев, взяв за основу «Молодую гвардию» и исковеркав ее по заказу энкаведистов и партийных вельмож. Вероятно, Фадеев располагал документами о нашей деятельности в Донбассе, ему была знакома моя фамилия; недаром он выводит в романе образ предателя Евгения Стаховича [15].
В.Семистяга: В Краснодоне должен был быть Воро-шиловградский подпольный обком партии, но они бежали в Ростов, потом в Орджоникидзе... Если бы молодогвардейцы остались в живых, то их бы уничтожили большевики — это правда. Потому что они создали самодеятельность. На украинском языке выступали [21].
Е.Стахив: Господин Александр Фадеев имел доступ к документам. Понятно, что он не мог описать националистическое подполье. У него оно стало коммунистическим. Он «переделал» наше «сине-желтое» подполье в «красное». А меня он сделал предателем — Стаховичем из «Молодой гвардии» [23].
В.М.: Опустимся на грешную землю. В многонациональном Краснодоне не было даже тончайшего слоя почвы, способного родить украинский национализм. Так, в числе 70 наиболее активных подпольщиков 43 человека были из русских семей, 21 из которых переселилась из Ростовской и Орловской областей в голодные 30-е годы; 11 человек были из семей бывшего сословия донских казаков, 8 — имели украинские корни, остальные — белорусы, армяне, евреи, молдаванин и азербайджанец. В школе с 4-го класса они учили наравне с русским языком украинский, но общались, как и все горожане, на русском языке. Так что и в самодеятельном концерте они выступали на русском языке. И ни один полицай не разговаривал на украинском языке.
А В.Семистяга плохо знает историю. Мне, например, пришлось работать с людьми, которые во время оккупации в составе художественной самодеятельности давали концерты. Но не только не были репрессированы, а стали коммунистами.
Ю.Шаповал: О Кошевом, пан Евгений, ваше отношение к нему.
Е.Стахив: Кошевая была любовницей Фадеева, поэтому он сделал его героем.
Ю.Шаповал: Вы говорили об этом руководству краснодонского музея?
Е.Стахив: В 1964 году в Нью-Йорке были Павлычко и Драч, и я встречался с ними, говорил им, что Е.Стахива сделали предателем, потому что я был в документах гестапо [22].
Г.Довнар, писатель: Использовали радиожурналисты из украинской столицы Евгения Стахива... «ко дню» — подготовили с ним цикл передач, которые «установили, наконец, историческую справедливость». Для большей убедительности привлекли к участию в них такого себе киевского профессора и кандидата исторических наук из Луганского пединститута Владимира Семистягу, который давно уже тоже «копается» в истории «Молодой гвардии», всё выискивая в ней «антитезы».
Так украинские радиожурналисты сфабриковали целых три передачи, каждую из которых повторяли дважды: в вечерних и утренних выпусках по первой программе, удивляя всю Украину неимоверными историческими «открытиями»...
Это настоящий эфирный бандитизм в отношении нашей гордости и юных героев — сынов и дочек краснодонских шахтеров, воспитанников благородного Ленинского комсомола [34].
В.Аблицов, В.Жежера, В.Краснодемский: Именно из местных гестаповских архивов автор известного романа «Молодая гвардия» Александр Фадеев взял фамилию своего литературного героя — предателя Стаховича, под которым ошибочно имелся ввиду реальный молодогвардеец Виктор Третьякевич (через много лет он был реабилитирован и отмечен высокой советской наградой) [14].
О.Притыкин: В феврале 1943 года Луганщину заняли советские войска. В руки НКВДистов попали документы немецких оккупационных властей. По некоторым сведениям, именно из них и узнали о существовании «Молодой гвардии» [36].
Е.Стахив: Гестаповские архивы попали в руки НКВД. Его (Фадеева), думаю, со всем тем ознакомили, однако сказали приблизительно так: напиши роман патриотический, такой, в котором молодежь борется с именем Сталина и партией на устах. Так он и сделал.
М.Федоренко: К слову, первым вариантом произведения он очень не угодил идеологам Кремля. Его жестко раскритиковали («не показана руководящая и направляющая роль коммунистической партии в борьбе юных подпольщиков») и заставили почти под диктовку (?) переписать книгу.
Е.Стахив: Вынужден выдумывать, и выдумывать то, чего и близко не было. Или до неузнаваемости извращать то, что было. Вот, например, Евгений Стахив, то есть я, стал у него изменником Стаховичем. А может, было и конкретное указание в отношении меня. Те, кто хотя бы немного знакомился с архивами гестапо (а это были в основном энкаведисты), сразу поняли, что к чему с той «Молодой гвардией» и вокруг нее. Конечно же, для самого большевистского режима невыгодно говорить обо всем этом правду [8].
В.М.: Е.Стахив посчитал себя прототипом предателя Стаховича в романе. Но литературный образ Стаховича — типичный образ предателя — куда более выразительный, живой, со знакомыми людям чертами, чем реальный и плоский, как тень, Е.Стахив, в котором нет никакого подобия с предателем, кроме имени и сходной фамилии.
В.Цуркан: Клеймо изменника никак не смущает Евгения Стахива. Наоборот, в течение полувека он кичится совпадением своего имени с именем литературного персонажа подпольной комсомольской организации... Это совпадение он считает достаточным, чтобы приписать себе создание краснодонской «Молодой гвардии» и еще раз попытаться перелицевать ее в группу, которая «была в постоянном контакте с нашим (то есть оуновским — В.Ц.) подпольем [30].
А.Никитенко: ...Через призму борьбы молодогвардейцев, о которой сегодня известно всем, пан Стахив пытается привлечь всеобщее внимание к собственной персоне и к тем событиям, в которых он будто бы принимал участие [37].
В.М.: А реплика М.Федоренко рассчитана на то, что подстреленного сокола и газетная утка заклюет. Нет! О мастере говорит его творение.
Е.Стахив: Фадееву приказали — он сделал все, как требовалось. Он взял сюжет из самостийницкого подполья и создал образ действительно героической украинской молодежи, лишь подретушировав то, что было на ее знаменах. Да и цвет тех знамен изменил. Я думаю, Фадееву рассказали донетчане, что в листовках подпольщиков Гитлер приравнивался к Сталину, а гестапо — к НКВД. Этих листовок было много. Мы переправляли их даже через линию фронта [8].
М.Романцов: Как же быть с лучшим героико-патрио-тическим произведением коммунистической эпохи — романом Фадеева «Молодая гвардия»? Не одно поколение наших школьников, не говоря о студентах, изучали эту книгу, как «Отче наш»... [15].
В.Семистяга: Фадеев никому не позволял переписывать роман, потому что он написан по заданию Сталина [22].
М.С.: Александр Фадеев, получив приказ написать «правильный» роман о подполье в Краснодоне, узнал о Стахиве и решил, оттолкнувшись от него, создать образ изменника Стаховича. Потому что не мог, по коммунистической логике, националист не быть изменником, хотя Евгений Стахив показал всем пример мужества и непримиримости к врагу [10].
В.М.: Видимо, у инкогнито еще осталась капля совести, если оно спряталось от своей глупости за инициалами.
Е.Стахив: Вначале была книга Фадеева, а потом были документы под эту книгу [21].
А.Тхоров: В Кишиневе побывал член координационного совета Всемирного украинского общества Евген Стахив. В течение нескольких дней гость из Нью-Йорка занимался наведением мостов дружбы с украинцами Молдовы, а напоследок даже подарил им два компьютера.
<...> Выступая, он выдавал себя за активного участника антифашистского подполья в Краснодоне [17].
М.Слабошпицкий: ...На Стахива злобно набросились коммунистические газеты, особенно щедро облила его помоями московская «Правда», которая называла пана Евгения не иначе как «Самозванец из Америки». Мощная идеологическая машина сразу же стала на защиту своих мифов и дискредитацию личности того, кто на них замахнулся — давно известная тактика коммунистической борьбы [11].
B.M.: Но это сущая галлюциация. Крохотная заметка в 67 строк не идет ни в какое сравнение с сотней публикаций общим объемом более пятидесяти тысяч строк, в том числе и написанных М.Слабошпицким, которыми «демократическая машина «наехала» на «Молодую гвардию». И обратите внимание, с той заметкой о вояжировании Стахива в Молдавии «Правда» выступила 18 февраля 1993 года, когда не было ни коммунистических газет, ни компартии России. Так что защитнику «самозванца из Америки», померещилась «мощная идеологическая машина» коммунистов. Может это от правды в заметке «Правды»?
О.Притыкин: Независимость Украины вместе с национальной идеей принесла и новую версию о «предательстве», а точнее, о прототипе Евгения Стаховича. Согласно ей, в образе краснодонского Иуды выведен Евгений Стахив — руководитель куда более мощной, чем советское подполье, донбасской резидентуры Организации Украинских Националистов [36].
В.С.Костенко: Тревожит тот факт, что некоторые ловкие газетчики и научные работники, исследуя историю краснодонцев, часто хватаются за непроверенные данные и выдают их за истину. Последнее время в эту работу включился даже иностранный гражданин, который утверждает, что краснодонское подполье было не коммунистическим, а националистическим [18].
Ю.Семиволос: Такое вот предостережение... во времена, когда рухнули в прошлое КПСС, комсомол, когда за журналистской рукой уже не наблюдают ни ЦК, ни цензорское недремлющее око, и никто уже, казалось, не направлял, не одергивал эту руку [18].
В.М.: Но разве свобода топтать и оплевывать историю своего народа и память своих предков освободила журналиста от нравственной ответственности? При всяком режиме именно совесть должна быть самым строгим цензором.
А.Никитенко: Несколько последних лет Стахив публикуется в радикальной украинской прессе со своими «мемуарами», пытаясь доказать, что именно он являлся фигурой номер один в краснодонском подполье. Все это не более чем очередная мистификация. Не выдерживает никакой критики его утверждение о том, что Стахович в романе Фадеева — это именно он. Собирательный образ предателя автор «Молодой гвардии» создавал, имея в виду прежде всего Виктора Третьякевича... [17].
Е.Стахив: В 1955 году, посмотрев кинофильм «Молодая гвардия», я сразу опомнился, что антигерой Евгений Стахович — это я, это большевики меня очернили за мою тяжелую подпольную работу в Донбассе...
Многие читатели верили, что Кошевой — это я, потому что я был руководителем подполья в Донбассе [11].
В.М.: Человеку, объявившему себя Наполеоном, по врачебным правилам не перечат. Не будем и мы возражать Стахиву. Однако важно напомнить, что не только гестаповцы, а более всего полицаи, старосты и другое фашистское охвостье, отступая, в паническом страхе уничтожали всякие доказательства своих преступлений. Да и сам Стахив сказал: «немцы, отступая, жгли все, что могло гореть». Потому он так твердо и ссылается на «несгораемые» архивы — дескать, на Донбассе «остались документы гестапо (и это наверняка!)».
О.Трачук: 31 января, когда Красная Армия подошла к реке Северский Донец, жандармы и полицаи в спешке грузили все дела, вывозили их в лес и сжигали. Так было уничтожено и дело «Молодой гвардии» [38].
А.Гордеев: Как показал бывший следователь Краснодонской полиции Т.Усачев, все следственные материалы ее, в т.ч. дело «Молодой гвардии», были уничтожены по приказу окружной жандармерии до освобождения Краснодона советскими войсками [39].
А.Никитенко: ...На протяжении многих лет глубоко изучая историю «Молодой гвардии» в архивах бывшего Советского Союза и особенно в последнее время, когда стали доступными для ознакомления самые секретные данные архивов бывшего Комитета государственной безопасности, я ни разу ни одного документа, более того, ни одного слова о связи «Молодой гвардии» с ОУН и участии в ней пана Стахива не обнаружил...
Мы полностью согласны с, видимо, нечаянно вырвавшимся откровением пана Стахива на встрече в Донецком университете: «Трудно сказать, как оно было на самом деле».
Действительно, трудно пану Стахиву и ему подобным убедительно говорить и писать о том, чего они не знают или знают понаслышке [37].
Е.Стахив: ...Я вызвал большую полемику через океан и, в конце концов, добился пересмотра целого дела «Молодой гвардии», который продолжается и поныне [11].
В.М.: Таков результат необузданной деятельности Е. Стахива, самозванца из Америки.
Теперь мы знаем, что он дважды вторгался на нашу землю. Первый раз — 22 июня 1941 года в составе «походных групп ОУН» для борьбы с советским духом на оккупированной фашистами территории. Второй раз — полвека спустя, в первые дни «независимости» Украины, и с той же целью. Но если в первый раз его миссия не сыграла роли, оказалась бесплодной, и он ускользнул от большевиков и покинул фашистов, то теперь под крылом американских «демократов» он с триумфом сунулся в чужую историю. И, пожалуй, уже вообразил себя бронзовым памятником на постаменте из «Молодой гвардии».
Наверное, каждый заметил, что Стахив создает преувеличенное мнение о своей подпольной деятельности. Но делает это бессвязно и нелепо. Например, он утверждал, что «полтора года, с февраля 1942 до лета 1943», его прятали незнакомые люди, и тут же рассказывал о многочисленных поездках по городам Украины. А вот несусветная чушь: в декабре 1942 года «уже начали появляться и немецкие солдаты-дезертиры». Или вот это: где-то в декабре он узнал «из отчетов» членов ОУН о «какой-то подпольной группе» в Ворошиловграде. То есть, проведал о «Молодой гвардии» за две-три недели до ее разгрома. Но журналисты приписали ему, «убедительному агитатору», влияние на «Молодую гвардию».
Иной, стремясь не оплошать,
Спешит все с той же ложью
Повыше влезть, побольше взять
И, если не на мрамор встать,
То хоть присесть к подножью.
(Эдуард Асадов)
Одной руки пальцы
и кость одна (посл.)
Выдержки из книги
Стахів Є. Останній молодогвардієць.—К.: Варта.—2004.
Составитель книги Виталий Аблицов.
Выдающийся борец за украинскую
государственность и демократию.
Впервые я увидел Евгена Стахова в Вене в 1959 г. на Москвой сорганизованном международном молодежном фестивале. Он пришел в гостиницу, где жила делегация с Украины, на встречу с украинскими комсомольцами. Для нас — это был шок.
<...> И вот — наша встреча. За столом ребята из комсомольского начальства, кагэбисты, а также, для прикрытия, молодые писатели Борис Харчук, Юрий Мушкетик и я. Между кагэбистом и первым секретарем ЦК ЛКСМУ сидит Евген Стахив. Он говорит: «Я — украинский националист. Я боролся против немецких фашистов на Донбассе. На меня клевету сделал Александр Фадеев в насквозь лживом романе «Молодая гвардия», изобразив меня как предателя под именем Евгения Стаховича. Но я не хочу теперь анализировать этот роман. Я пришел к вам, чтобы спросить, как живет мой дорогой Донбасс, как живет моя Родина — Украина».
Коренастый, высоколобый, светлоглазый, элегантно одетый сорокалетний муж, он производил хорошее впечатление своей внешностью. Его язык по лексике и интонации был чистым литературным языком; я даже подумал, что он родом с Восточной Украины. Я ощущал в нем бесстрашную и правдоречивую душу. Он не боится говорить правду в глаза людям, которые смотрят на него вражескими взглядами. Я пригнулся от страха, чтобы кагэбисты не заметили в моих глазах увлечения этим мужчиной.
<...> Евген Стахив пристально посмотрел на меня. Глазами я старался сказать ему, что здесь он не услышит правды. Мы прощались долго. Я пожал ему руку, и в том пожатии было больше уважения к нему, чем во всех словах, которые имел я в душе, и не смел их произнести. Он меня понял.
В этом я убедился, когда в 1966 г. с Иваном Драчом находился в составе делегации УССР на XIX сессии Генеральной ассамблеи ООН. Евген Стахив, первый из украинской эмиграции старшего поколения в Америке, встретился с нами.
<...> Я сказал Евгену Стахову, что мы, то есть Драч и я, готовы встречаться с украинскими интеллектуалами в США, но не надо нам ставить провокационных вопросов.
От Евгена Стахова мы узнали о недоразумениях и распрях в среде эмиграции, о враждебном отношении к нам со стороны бандеровской группы, о так называемых «реа-литетниках», преимущественно людей интеллектуального труда, которые не боятся, наоборот, стремятся к контактам с «советскими украинцами.» Мы узнали о деятельности «клуба круглого стола», где заместителем председателя профессора Голубничего работал Евген Стахив.
Мы с Драчом пережили разочарование украинской политической элитой США.
<...> На некоторых встречах нас называли московскими прислужниками, представителями правительства колонии. Конечно, мы были представителями УССР, то есть на самом деле в ООН репрезентовали колониальное правление советской Украины.
<...> Именно в наиоткровеннейших разговорах с Евгеном Стаховым мы выработали формулу, с которой обращались к нашим аудиториям, когда заходила речь о наших политических взглядах. Мы говорили: «Нам не нужно коммунизма без Украины, но и Украины без коммунизма мы не хотим». Первый тезис этого утверждения был нам более дорог, чем другой тезис, которым мы тогда пользовались для прикрытия своих антирусификационных, патриотичных взглядов. Под коммунизмом мы тогда также понимали, прежде всего, справедливость социальную, а не систему власти с одной партией, с одним вождем, с «диктатурой пролетариата».
<...> Феномен Евгена Стахова, его страдальческую и героическую жизнь, бесстрашие и правдивость его характера, я смог лишь тогда постигнуть, когда прочитал его книжку «Крізь тюрми, підпілля й кордони». Это, наверное, наилучшая повесть о жизни борца за украинскую государственность в XX ст., где рядом с эпизодами, в которых смерть постоянно караулит боевика и подпольщика, идут раздумья про неистребимость национального духа, подается правдивая история ОУН, характеризуется идеологическое противостояние в среде ее высочайшего руководства.
<...> Повесть про свою жизнь Евген Стахив наполнил многочисленными деталями и образами, как настоящий художник. А при том его сказ есть строго документальный, где упоминаются сотни имен героев, которые выступали вместе с ним сначала против польского и венгерского, а дальше и одновременно против немецко-фашистского и болыпевистско-российского порабощения Украины. Евген Стахив сохранил в своей гениальной памяти столько имен и событий, что его исповедь можно считать ценнейшим источником к полной истории ОУН и ее борьбы за независимость Украины.
<...> Евген Стахив выбрал для своей подпольной работы самые восточные регионы Украины: Днепропетровск, Донецк, Луганск, Крым, и находился там почти три года, сорганизовал хорошо действующую, разветвленную сетку ОУН, о чем узнаем из документов гестапо и НКВД.
<...> С большим уважением говорит Евген Стахив о людях Донетчины, обычных крестьянах, рабочих, интеллектуалах, которые, собственно, открыли ему глаза на ошибочный лозунг, с которым он прибыл, чтобы возбудить в шахтерском крае национальный дух: «Украина для украинцев».
<...> Понятная вещь, Восточная Украина была русифицирована, уничтожена голодоморами, расстрелами украинской интеллигенции, но, как свидетельствует Евген Стахив, организация и деятельность националистического подполья в более всего не расположенных к национальной идее регионах были активно поддержаны народом. Именно на Днепропетровщине и на Донетчине он организовал немало людей, готовых сотрудничать с ним, способных при первом благоприятном случае образовать партизанские отряды, подобные тем, что уже с 1942 г. действовали в Карпатах и на Волыни под названием УПА.
<...> Читая воспоминания Евгена Стахова, почти на каждой странице наталкиваемся на десятки и сотни фамилий людей, забитых, замученных, уничтоженных патриотов, а были они выдающиеся личности, интеллигенты с гимназическим или даже университетским образованием. Каждый галичанин и волыняк знает, что десятки и сотни наиспособнейших, наилучших его земляков погибли в рядах УПА, в тюрьмах гестапо и НКВД, в сибирских ссылках. Оправданная ли была такая большая «офіра» украинского народа?
Оправдана. Евген Стахив, который с отрочества находился в рядах ОУН, прошел страшные испытания смертями своих друзей и единомышленников, боролся за демократические основы в националистических программах, то есть перегонял в развитии своих близоруких верховодов, нигде не усомнился в идейной нацеленности своей жизни. Он описывает свои первые походы в Макивку, свое трудное пребывание на Закарпатье, когда там появилась Карпатская Украина, свою подпольную работу на оккупированных территориях нашего Юга и Востока как что-то такое, что объединяет его с народом, дает возможность расширить свои чисто человеческие знакомства, жить между своими и работать для своих, жить свободой.
<...> Увидев кинофильм «Молодая гвардия», Евген Стахив (а было это в 1955г.) прочитал книгу Фадеева и понял, что поданый там отрицательный герой Евгений Стахович — это он, это его очернили большевики за тяжелую патриотичную работу на Донбассе. Он опубликовал несколько статей, где развенчал фальшивый миф Александра Фадеева про управляемую компартией молодежную комсомольскую организацию «Молодая гвардия». «В своих статьях и интервью я утверждаю со всей ответственностью,— пишет Евген Стахив,— коммунистического подполья на Донбассе не было. Мы просто не могли бы на него не натолкнуться в своей деятельности, как натолкнулись на ребят, которые собирали сведения о движении немецких воинских частей для советской воинской радистки Любови Шевцовой. Но эта группа не проводила никакой идеологической работы и не имела никакого названия. «Молодая гвардия» — это выдумка Фадеева».
Вся критика, направленная против этих слов Евгена Стахова, которая, кстати, время от времени появляется и теперь на страницах украинской печати, все аргументы в пользу того, что Фадеев писал чуть ли не по следам настоящих событий, неубедительны. Они говорят лишь о том, что нанесенный удар по фальшивке, опертый на документы гестапо и НКВД, является разгромным и окончательным.
<...> Для меня Евген Стахив — это один из наивыдающихся украинцев XX ст. Данный и береженый Богом талант организатора, боевика, общественного деятеля он не потерял, а использовал на всю мощь. Его благородная жизнь (дай Бог, чтобы она длилась и грела еще долго Украину!) говорит о мудрости, отваге и правдолюбии, что их Евген Стахив также получил от провидения и никогда их не предал.
Дмитро Павлычко, апрель, 2004 (с. 3-13)
* * *
В 1997 году Президент Украины Л.Кучма «за весомый личный вклад в утверждение авторитета Украины в мире» наградил Е.Стахива орденом «За заслуги» III степени (Указ №863-97 от 21.08.1997 г.).
Один поет –
другой подыгрывает (посл.)
Украинец с рубежа тысячелетий
Вместо послесловия
Я не буду прибавлять еще что-то к портрету моего давнего приятеля, человека-легенды, уважаемого Евгена Стахова — в книжке довольно свидетельств об уникальности его судьбы. Тем более, что убежден — исследования истории донбасского подполья продолжатся. Не может остановиться поиск правды о трагедии молодых людей, трагедии народа, брошенного в кровавый конфликт полярных по своему смыслу идеологий. <...> Следовательно, впереди новые исследования, а значит, и продолжение дискуссии об активном участнике тех событий не по годам неугомонного Евгена Стахова.
<...> Убежден, что без Евгена Стахова галерея портретов выдающихся украинцев прошлого и начала нашего столетий невозможна. На границу тысячелетий Украина вышла, возрождая свою Независимость. Разные судьбы выпали тем, кто приближал это время. И поэтому страстные призывы Евгена Стахова к объединению всех украинцев, независимо от их политических уподоблений, ради укрепления позиций украинского государства, справедливы, как никогда. Пора бы понять нашим ярым оппонентам, что будущее Украины — это общее будущее всех украинцев, а не только тех, на кого опирается власть. Пример жизни Евгена Стахова именно и открывает нам всю шекспировскую глубину трагедии противостояний народов и идеологий. Из подобного столкновения живыми выходят лишь победители.
Перелистав страницы книги Евгена Стахова, я поймал себя на мысли, что она является своеобразным сценарием документального фильма. Кажется, что роман Александра Фадеева — лишь первый шаг к осмыслению донбасских событий (читатели теперь имеют возможность самостоятельно определить художественную ценность Фадеевского произведения — аргументов больше, чем достаточно). Так что слово за украинскими прозаиками. Документальная основа будущего романа перед ними.
Переняв от нашего уважаемого друга Евгена эстафету пожеланий, хочу, прежде всего, ему — УКРАИНЦУ С РУБЕЖА ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ — пожелать крепкого здоровья, оптимизма и работы на благо Отчизны. Слава Украине!
Иван Драч (с. 492, 493)
Продолжение