Героям Сопротивления посвящается...
Главная | Сталинградцы в бою и труде. Страница 5. | Регистрация | Вход
 
Вторник, 19.03.2024, 10:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Сталинградцы в бою и труде.
Страница 5.
 
Большую помощь оказывал заводу заместитель начальника главка Б. А. Хазанов. С его помощью с Новочеркасского завода им. Буден­ного было отправлено на «Баррикады» 400 новых импортных стан­ков того класса, которого как раз не хватало.
Обеспечить выпуск тысячи пушек в месяц — это задача, кото­рую голыми руками, призывами выполнить невозможно. Требова­лась техника.
Было налажено четкое оперативное планирование, составля­лись графики освоения, запуска и выпуска деталей, узлов вплоть до почасовых на отдельных узких местах. Партийная и профсоюз­ная организация завода под руководством парторга ЦК ВКП(б) И. А. Ломакина и председателя профкома И. А. Бруйкова умело организовали социалистическое соревнование, направили патриотизм рабочих, ИТР на мобилизацию всех творческих и физических сил коллектива на выполнение поставленных правительством задач.
Строжайшая ответственность каждого баррикадца за своевременный выпуск деталей, узлов позволили в короткий срок добить­ся успеха. Уже на третий месяц лавина деталей и узлов пошла на сборку. Затем темп производства стал расти: за сентябрь было сделано 130 пушек, в ноябре — 400, за декабрь — 880. А с января 1942 г. месячный выпуск превысил тысячу единиц. Такое количество пу­шек возить за многие десятки километров на испытание в условиях военного времени было практически невозможно, поэтому вблизи завода был создан еще один испытательный и сдаточный полигон.
Это была напряженная работа, требующая полной отдачи ума, сил и терпения людей. Старший мастер сварочного цеха М. П. Мартынов вспоминал: «С первых дней войны мы перешли на 12-часо­вой рабочий день. Среди рабочих развернулось социалистическое соревнование, началось движение «двухсотников» (выполнение задания на 200 %). Многие слесари-сборщики перекрывали нормы в два-три раза. Среди них В. А. Зоткин, А. П. Постнов, В. Н. Седышев, Н. И. Иванников, Г. Н. Романов и многие другие.
Кроме маневренной артиллерии, способной поражать бронетехнику и живую силу противника, завод в начале войны наладил выпуск противотанковых ружей. Этим заказом были заняты инструментальщики. В сжатые сроки они сделали 200 ружей. В августе 1941 г. завод наладил изготовление и укомплектование полевых ав­торемонтных мастерских (ПАРМ), представляющих собой автомобиль ЗИС-5, в кузове (деревянной будке) которого размещался токарный станок, кузнечный горн, слесарный верстак.
В январе 1942 г. заводу была поручена сборка установок под авиа­ционную пушку ШВАК (комплектующие сборки, входящие в ее состав, поставлялись другими предприятиями). Пушка ШВАК (20 мм) и пулемет ШВАК (12,7 мм) были первыми отечественны­ми образцами авиационного оружия, намного превосходящими по тактико-техническим характеристикам лучшие зарубежные образ­цы того времени.
Сталинградские заводы «Баррикады», «Красный Октябрь», тракторный и судоверфь по заданию городского комитета обороны участвовали в постройке трех бронепоездов. Один из этих бронепоездов, изготовленный в конце марта 1941 г., действовал на Южном фронте. Ему было присвоено наименование «20-й отдельный бронепоезд «Волжский богатырь». В составе его экипажа были и баррикадцы. В июле-августе 1942 г. были изготовлены две батареи железнодорожных установок Б-64 с орудиями Б-38.
Работа в городе, находящемся в зоне действия вражеской ар­мии, а затем и прифронтовом городе требовала невероятных уси­лий. Но все понимали свою огромную ответственность перед Роди­ной. Время на механическую обработку ствола, например, сокра­тилось в два раза, благодаря рациональной технологии, примене­нию многоразовых расточных головок, повышению скоростей об­работки.
Выполнение всех заданий Государственного Комитета Оборо­ны, постановлений обкома ВКП(б), просьб командования Сталинградским фронтом обеспечивалось четко организованным контролем за выполнением, ставшим законом, сменных и суточных графиков. Начальник производства Л. Н. Айзенберг вспоминает: «Я дваж­ды в сутки проверял состояние дел по каждому цеху. Днем отчиты­вались начальники цехов, а в 1—2 часа ночи — сменные мастера ночных смен. На заводе постоянно находился заместитель началь­ника главка Б. А. Хазанов — опытный, настоящий хозяйственник, оказывавший повседневную помощь заводу вплоть до момента эва­куации. Часто были на заводе заместители наркома В. Г. Костыгов, В. М. Рябиков, П. Г. Горемыкин. Постоянную связь с заводом под­держивал народный комиссар вооружения Д. Ф. Устинов.
Первый секретарь обкома А. С. Чуянов чуть ли не ежедневно был на заводе, лично контролировал выполнение заказов, соби­рал коммунистов, начальников цехов, бригадиров, мастеров, выслушивал их советы, нужды и принимал необходимые меры. По­зднее А. С. Чуянов напишет об этом времени так: «Менее чем за два месяца завод «Баррикады» освоил выпуск новых противотанковых орудий. Я побывал на испытательном артиллерийском полигоне». М. М. Струсельба, ведущий специалист завода, в восхищении отозвался об испытании. Директор завода Л. Р. Гонор, весьма скупой на лестные отзывы, но и он не удержался: «Отличная система».
По боевым и эксплуатационным качествам 76-миллиметровая пушка считалась классической для того времени. Ее достоинства: большая мощность, маневренность, надежность особенно запомнились фронтовикам.
Завод в тех сверхтяжелых условиях войны из месяца в месяц наращивал темпы нового производства, увеличивая выпуск необходимой фронту продукции. Под руководством парткома, завкома профсоюза, при активном участии заводского комитета комсомола (руководители И. А. Ломакин, И. А. Бруйков, В. Сизов) на заводе полным ходом шло соревнование — работать за себя и за товари­ща, ушедшего на фронт, делалось все возможное, чтобы быстрее и больше давать пушек и минометов фронту. Не хватало людей: мно­гие баррикадцы уходили на фронт, на рытье противотанковых рвов, не хватало сырья, оборудования. К опытным специалистам при­креплялись новички, пришедшие из школ. Всюду звучал лозунг: «Не должно быть отстающих». Большую роль в мобилизации баррикадцев на претворение в жизнь этого боевого лозунга играла многотиражная газета «Баррикады», которую в то время редактировал Л. Я. Гернштейн. Все члены редколлегии работали на общественных началах, после смены на своих рабочих местах. Газетные заголовки звучали как лозунги: «Трудись, как требует фронт!», «Все для фронта», «В труде, как в бою!». Все это и многое другое способствовало тому, что люди трудились не жалея сил, движимые одной мыслью, одной целью — дать фронту как можно быстрее и больше пушек и минометов, чтобы остановить фашистских захватчиков в то время рвущихся к Москве. Разгром немцев под Москвой вселил надежду в сердца баррикадцев, как и всех советских людей. За все время с начала войны не было еще такой радости. С удвоенной энергией трудились люди.
Какое бы задание партия и правительство ни давали заводу, он выполнял его безотлагательно, в срок и качественно. За образцовое выполнение заданий правительства и изготовление вооружения указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1942 г. завод был награжден орденом Ленина, более 80 баррикадцев награждены орденами и медалями Советского Союза, а указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1942 г. «За выдающиеся заслуги в деле организации производства, освоения новых ви­дов артиллерийского стрелкового вооружения, умелое руководство заводом» присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот» директо­ру завода «Баррикады» Льву Робертовичу Гонору.
Чем ближе подходила передовая к заводу, тем больше осложнялась его работа. Наступили дни великого испытания. Все его руководящие работники, как члены партии, так и беспартийные, име­ли общественные поручения. Работник отдела кадров Н. И. Кирья­нов, например, возглавил МПВО и строительство оборонитель­ных сооружений внутри завода и в рабочих поселках. В. А. Лифа-нов был назначен начальником штаба МПВО. Главный металлург М. М. Струсельба руководил штабом переправы. Партком, по суще­ству дела, превратился в своеобразный штаб, куда немедленно сообщались сведения о выпуске продукции, строительстве оборонительных сооружений, о всех трудовых и боевых подвигах баррикадцев. По мере приближения линии фронта к Сталинграду все боль­ше баррикадцев работало на строительстве огневых точек, уста­новке противотанковых «ежей» и других оборонительных соору­жений. Оборонительные рубежи нужно было вооружить, создать на них множество огневых точек. Эту работу в числе других выполня­ли рабочие завода «Баррикады» под руководством своего опытно­го директора — уполномоченного городского комитета обороны Л. Р. Гонора.
23 августа 1942 г. фашистская авиация обрушила массирован­ный удар по центру города, предав его огню и разрушению. Была разрушена высоковольтная линия, прекратилась полностью пода­ча электроэнергии на «Баррикады». Решено было пустить в работу заводские турбины, и работа пошла. Вечером 23 августа по просьбе комитета обороны завод начал подавать электроэнергию на городскую водонасосную станцию для тушения возникших пожаров и частично хлебопекарням.
Ни у кого не было сомнения, что вот-вот завод подвергнется бомбежке. Было решено ограничить число людей, работающих на нем, а для охраны завода организовать рабочий отряд, команди­ром его был назначен коммунист П. А. Тяличев, а комиссаром — секретарь парторганизации цеха № П. И. Ченцов, помощников командира отряда — заместитель председателя завкома коммунист Я. В. Коробков.
В эту тревожную ночь 23 августа баррикадцы изготовили сверх плана 100 противотанковых пушек для героических защитников города. Такого еще не было в истории завода. Эта артиллерия, взаимодействуя с воинскими частями и рабочими отрядами ополченцев, сыграла решающую роль в отражении противника. В течение ночь и утра 24 августа была сформирована группа специалистов-оружейников, которую вместе с пушками отправили в район Мокрой Мечетки, где держали оборону ополченцы. В этой группе были мастер Леонов, бригадиры Коньков и Сахаров, слесарь Юдин и др.
В ночь на 24 августа по решению дирекции на заводе остались начальники цехов и их заместители, секретари парторганизаций, бригадиры, остальные люди должны были покинуть завод. Утром все специальные группы получили задание подготовить оборудование цехов к взрыву. Взрывчатка была разложена под краны, прессы печи. Тяжело было выполнять это задание. Спустя несколько часов это указание было отмечено и всю взрывчатку собрали и унесли на хранение в склад.
Утром пришедшие на завод рабочие были встречены дежурны­ми из числа коммунистов и комсомольцев, которые ознакомили пришедших с решением дирекции, что завод закрыт. Эти меры спасли тысячи жизней баррикадцев.
С утра 24 августа 1942 г. началась методичная, ожесточенная бомбардировка завода и заводских поселков, которая продолжа­лась 12 часов. По неполным данным, с 24 августа по 6 сентября на завод было сброшено 150 фугасных и свыше 2,5 тысячи зажигатель­ных бомб. Рушились перекрытия корпусов цехов и отделов, полы­хали пожары, высокими огненными столбами горели заводские нефте- и маслохранилища, гибла готовая к отправке продукция. Горел весь Нижний поселок, гибло все нажитое за многие годы. «Были моменты, когда казалось, что нет места, где бы можно бы­ло укрыться на заводе, превратившемся в большой огненный кос­тер, уцелеть, выжить...» — вспоминает бывший помощник дирек­тора Н. И. Кирьянов. Фашисты были уверены: завода «Баррикады» больше нет. А он не только жил, а проявлял чудеса небывалого героизма. Ни один из оставшихся на заводе рабочих не покинул своего поста: продолжали сборку орудий и минометов, хотя не было электроэнергии, сжатого воздуха, продовольствия, питьевой воды, продолжали работать до тех пор, пока не использовали комплект­ный задел деталей.
«Главное внимание, — писал Л. Р. Гонор, — в те дни мы уделяли силовой станции. Без нее завод не мог бы работать. Под бомбами и артиллерийским обстрелом силовая жила и трубы ее дымили. Это стоило огромного труда главному энергетику Ф. Н. Антонову и начальнику электроцеха Т. Г. Шевченко, которые не отходили от котлов, компрессоров». К концу 25 августа стало ясно, что дальнейшее пребывание руководящего состава и заводских формирований МПВО на заводе бессмысленно. Командный пункт был перенесен в подвал директорского (жилого) дома на берегу Волги. Но как только бомбежка прекращалась, рабочие снова вставали на свои посты.
Когда танковые бригады противника прорвались к тракторному заводу, навстречу им рабочие и ИМТР выдвинули тяжелые и лег­кие орудия, дальнобойные морские орудия, установленные на железнодорожные транспортеры. Это дало возможность на несколько дней задержать продвижение вражеских танков и было большой победой рабочих-воинов. Продвижение противника было приоста­новлено. Фронту нужна была помощь и в вооружении и в людях. По решению Л. Р. Гонора создаются выездные ремонтные бригады, которые под огнем вражеских пулеметов, орудий и минометов, рискуя жизнью, ремонтировали пушки, минометы, возвращали их в бой. Это был подвиг не только трудовой, но и ратный. В это время стало известно о подвиге медиков больницы им. Ильича. Враг был уже в Верхнем поселке, в сотне метров от больницы, но работа не прекращалась. Фельдшер М. Ф. Санвелова в дни бомбежки приняла 18 новорожденных. 6 октября 1942 г. в подвале больницы им. Ильи­ча врач-терапевт В. Ф. Саенко (переквалифицировавшись в хирур­га) произвела сложную операцию молодому лейтенанту. Они перевязывали раненых, возвращая их в строй. «В эти дни бойцами первой шеренги, — писал в воспоминаниях Л. Р. Гонор, — были коммунисты и комсомольцы, они были душой обороны завода и его рабочих поселков». Большой вклад внесли они в дело организации эвакуации предприятия, его трудящихся и их семей. Демонтаж, погрузка, отправка — все проводилось в предельно сжатые сроки, все было вывезено в глубь страны. Вся работа коммунистов была подчинена в то время одному: дать как можно больше техники фронту. Для этого все рабочие ИТР, начальники смен и диспетчера были переведены на казарменное положение. Они, как и директор Л. Р. Гонор, отдыхали по 2—3 часа в сутки. Завод принимал от фронта танки, тягачи, моторы и после ремонта возвращал их готовыми к бою. Но линия фронта вплотную подходила к заводу. Было ясно, надо рабочим вооружаться и готовиться вступить в бой. За три дня сформировался отряд в 900 человек. Он занял свое место на линии обороны, брешь была заполнена, цепь сомкнулась. Добровольцы «Баррикад» действовали в содружестве с подразделениями 308-й стрелковой дивизии, которой командовал полковник Л. Н. Гуртьев. Самые ожесточенные бои им пришлось вести 16 и 17 октября 1942 г. в районе завода и в Нижнем поселке. Ополченцы-баррикадцы и чекисты 10-й дивизии НКВД, пришедшие им на помощь, совмес­тно с воинами 308-й дивизии героически защищали завод до тех пор, пока им на помощь не подошли воинские части 138-й стрел­ковой дивизии под командованием полковника И. И. Людникова, в Нижнем поселке «Баррикад» шли ожесточенные бои за каждую комнату жилых домов, лестничную клетку, подвал. Несмотря на то что враг превосходил в оснащенности вооружения и численнос­тью, людниковцы не сдали плацдарм размером 700 х 400 метров, который в историю Великой Отечественной войны войдет как «ог­ненный остров Людникова». Это им, героям Сталинградской бит­вы в Нижнем поселке, воздвигнуты памятники, их имена золоты­ми буквами вписаны в историю боевой и трудовой славы завода «Баррикады». Днем и ночью дежурили на заводе, на своих постах сандружинница Нина Разумова, Мария Терновая, Маша Сураги-на, Валя Ершова и многие многие другие. Их мужество и отвага при спасении раненых под огнем врага, достойны того, чтобы ос­тавить их имена в истории Сталинградской битвы наравне с героя­ми регулярных частей и соединений Советской Армии.
Когда развернулись бои под Сталинградом, наркомат поставил вопрос об эвакуации завода. Но завод не эвакуировался, он выдержал огонь всех испытаний. Ежедневно в июле и августе 1942 г. завод давал фронту противотанковых пушек для целого артполка, много минометов и авиабомб. Завод перестал работать только тогда, когда он был выведен из строя и оказался на главном направлении уда­ра.
Всего, по неполным данным, на новые места Сибири и Урала прибыли более 13 тысяч баррикадцев, где для них началась новая напряженная, трудная жизнь. Они вступили в битву за Родину тем оружием, которым отлично владели — своим трудом и мастерством. Так, резцы Г. М. Манихина, позволяющие изготовлять не по 3 цилиндра, а 10—12 цилиндров за смену, «золотые резцы Манихина, или, как их называли, «манихинские» давали высокие небывалые выработки. Г. М. Манихин был награжден орденом Ленина. Выработка баррикадца В. В. Струкачева достигла 300—350 %. Таких примеров баррикадцев было очень много. Баррикадцы, прибывшие в Воткинск в количестве 300 рабочих и специалистов, освоили производство 76-миллиметровых противотанковых пушек ЗИС-3 и продолжали выпускать 45-миллиметровые противотанковые пуш­ки 2243А 19(к). Сталинградцы-баррикадцы, прибывшие в Пермь, на завод «Мотовилиха» участвовали в изготовлении 37-миллиметрового зенитного автомата, 45-миллиметровой танковой пушки, в освоении 100-миллиметрвоой пушки БС-3. Трудились здесь более 500 семей заводчан «Баррикад».
Другим баррикадцам пришлось эвакуироваться в г. Горький. Здесь хорошо было отлажено производство 76-миллиметровых пушек. Но фронту нужно было вооружения все больше и больше, и баррикад-цы за счет разработок металлургического производства полуфабри­катов увеличили выпуск пушек. В Горьком баррикадцы приняли участие в создании башенной артиллерийской установки МК-85 путем модернизации башни танка Т-34-85 с качающейся частью пушки ЗИС-С-53.
Один из эшелонов баррикадцев добрался до своего назначения дольше других. Свердловск принял баррикадцев сразу на два завода. Первый из них изготовлял зенитные пушки 85- и 45-миллиметро­вые противотанковые пушки, двуствольные морские установки 92 К. Как и всюду, волжане удивляли своей хваткой, сноровкой, знани­ем дела. Особо здесь отличились слесарь А. Г. Абраменко, расточник А. Н. Афанасьев, оператор А. Я. Бирюков, конструктор Н. В. Ельниц-кий, старший мастер В. С. Ильин и многие-многие другие. На вто­ром заводе, созданном полностью из рабочих-баррикадцев, служа­щих и ИТР (директор Л. Р. Гонор, главный конструктор Ф. Ф. Ива­нов) в короткие сроки были созданы: 85-миллиметровая танковая пушка Д-5Т для танка Т-3Т с измененной башней, 100-миллимет­ровая пушка Д-25 для танков КВ и ИС, в считанные недели были созданы гаубичная, самоходная установка СУ-122 путем установки гаубицы М-30 на шасси танка Т-34, затем были спроектированы сУ-152, -85, ИСУ-152, -122 и гаубица Д-1. Здесь было выпущено более 30 тысяч тяжелых полевых, танковых пушек и мощных пу­шек для самоходных установок. Но не только «бога войны» — ар­тиллерию — ковали баррикадцы. Пришлось иным переквалифици­роваться и перейти на изготовление другого оружия. В Куйбышеве, куда прибыло более 100 семей, они занимались изготовлением ору­жия воздушного боя. Здесь особо отличились инженер Н. Я. Матве­ев, сталевар А. В. Мололкин, кузнец А. В. Мордвинцев, пескоструй­щик В. М. Шустов и другие. Многие из них награждены орденами и медалями Советского Союза, занесены в Книгу почета. В Саратове был построен завод для производства противотанковых ружей. Сюда направили 40 человек из инструментального цеха завода «Баррикады», которые еще в Сталинграде участвовали в освоении этих изделий.
На Южном Урале (г. Златоуст) баррикадцы трудились над производством пулемета «максим», станкового пулемета Горюнова и самозарядной винтовки, выпуск которой достиг 50 тысяч в месяц. Здесь отличились А. И. и Е. С. Объедковы, конструктор Л. И. Горгоц, токарь А. П. Васильев, а баррикадцу А. К. Цимбалу за свою трудовую деятельность здесь было присвоено звание Героя Социалистичес­кого Труда.
В другом городе, где уже работал тульский оружейный завод, прибыло более 100 семей баррикадцев, которые стали трудиться над изготовлением самозарядных винтовок.
Вот что сообщили о работе баррикадцев из алтайского города: «Вклад работников «Баррикад» в становление и развитие машиностроительного завода был поистине неоценим...» Не случайно, из 29 награжденных этого завода за изготовление военной продукции 8 человек были баррикадцы. Невозможно перечислить все добрые дела, совершенные баррикадцами в годы Сталинградской битвы и в годы Великой Отечественной войны ради Победы. Они в глубо­ком тылу, недоедая, недосыпая, отдавали до предела все: силы, опыт, а случалось и жизнь.
Баррикадцы проявляли мужество и героизм не только в боях за свой родной завод и город, но и на всех других фронтах Великой Отечественной войны. Только из числа фронтовиков-баррикадцев, семнадцать удостоены высокого звания Героя Советского Союза. «Баррикадцы» — единственное предприятие Советского Союза да­ло столько Героев Советского Союза. Это Н. П. Шустов, А. М. Чис-лов, Н. Ф. Сердюков, Н. Ф. Базаров, В. С. Артамонов, А. И. Соколов, В. Г. Акатов, А. Т. Куликов, И. И. Васин, П. Ф. Фролов, П. М. Григорьева, М. З. Петров, В. П. Никитин, А. В. Желтов, Н. П. Шаруев, М. И. Читалин, Г. С. Овчинников. Более 4 тысяч баррикадцев награждены за ратный и трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны орденами и медалями Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 г. «За успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по созданию новых образцов вооружения и обеспечения Красной Армии боеприпасами, артиллерией, стрелковым вооружением и военно-политическими приборами» завод «Баррикады» был награжден орденом Красного Знамени», а 44 баррикад-ца награждены орденами и медалями Советского Союза.
9 июня 1943 года, через четыре месяца после разгрома немцев в Сталинграде, загудел заводской гудок. Завод ожил! В первые годы после эвакуации баррикадцы были обязаны несколько изменить профиль производства. Нужны были экскаваторы, буровые установки, валы роторов турбогенераторов, оси к трактору «Беларусь» и т. д. И здесь «Баррикадцы», в память о своих товарищах, которые ушли на фронт и не вернулись, которые своим героическим тру­дом обессмертили свой великий вклад в дело великой Победы, работали так, что можно с уверенностью сказать: взятая ими эста­фета в надежных руках.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1971 г. «За заслуги и освоение новой техники, успешное выполнение заданий и социалистических обязательств завод «Баррикады» награжден орденом Ленина». Большая группа баррикадцев награждена орденами и медалями Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1977 г. «За заслуги создания и освоения новой техники, успешное выполнение заданий и соцобязательств завод «Баррикады» награжден орденом Октябрьской Революции». 88 баррикадцев награждены орденами и медалями Советского Союза.
Итак, на знамени «Баррикад» 2 ордена Ленина, орден Красно­го Знамени и орден Октябрьской Революции.
Гордостью «Баррикад» помимо 17 Героев Советского Союза, 6 Героев Социалистического Труда: Л. Р. Гонор — директор завода, А. Д. Ткаченко — фрезеровщик, И. С. Белоусов — токарь, А. Ф. Наги­бин — сталевар, А. З. Легкий — токарь, Г. И. Сергеев — главный конструктор завода.
51 баррикадец — лауреаты Ленинской и Государственной пре­мий, 27 — заслуженных специалистов министерства.
 
ВЫПОЛНЯЛИСЬ ЗАКАЗЫ ДЛЯ ФРОНТА
П. П. Попов
 
Кировский район, в который входил в 1942—1943 гг. Красноармейск, был единственным районом города, куда не ступала нога фашиста. Все заводы Красноармейска, все жители его, его терри­тория, дороги, вода и леса работали только для фронта.
 
Судостроительный завод № 264
 
С первых дней войны строительство судов на судоверфи было прекращено и завод перешел на выпуск военной продукции: бронекорпусов танков Т-34, -60, -70 бронекорпусов самолетов ИЛ-2, мин 120-миллиметровых.
Кроме того, выполнялись заказы воинских частей: два паровоза были обшиты броней, изготовлены металлоконструкции и деревянная обшивка для 800-метрового понтонного моста через Волгу против судоверфи, устроен понтонный мост через затон от судоверфи на полуостров Сарептский, изготовлено два бронепоезда. Был организован ремонт танков, военных кораблей и бронекатеров, оборудованы баржи для переправы боевой техники и грузов че­рез Волгу, в районе Татьянки устроено осенью 1942 г. наплавная переправа, по которой прошли многие полки и дивизии. Заводская ремонтная бригада ремонтировала танки непосредственно вбли­зи передовой в полевых условиях. Руководил заводом в те дни Г. И. Суворов, затем В. М. Фомин, главными инженерами были в разное время войны Л. А. Каневский, Л. М. Кордунер, К. Н. Ходос, А. Г. Симчак.
В первые дни войны на завод пришли из учебных заведений А. Саблин, В. Ореховский, А. Конев, И. Тупиков, В. Блинков, И. Чудин, П. Попов, М. Приходько, М. Каширин, Н. Силаев и дру­гие, некоторые из них потом стали руководителями цехов, заво­дов, учеными. Более тысячи рабочих ушли на фронт, на заводе оставалось в 1941 г. две тысячи рабочих. А с эвакуированными с Николаевского судостроительного завода, приступившим к работе на своих станках прямо под открытым небом, стало восемнадцать тысяч человек. Фашистские самолеты часто бомбили и Красноар-мейск, и завод, и станцию Сарепта, и затон.
Когда линия обороны была в 15 километрах от завода, спецгруппах рабочих опутывала сетью проводов оборудование, раскладывала взрывчатку. Во время работы станков и кранов все это убиралось, затем раскладывалось вновь. Со 2 ноября 1942 г. Сталгрэс прекратила подачу энергии. Токарь В. С. Климов, вспоминая эти дни, рассказывал, что он по двое-трое суток не отходил от станка, точил детали для ремонта боевых судов, а рядом стояла винтовка. Как-то ночью пришел офицер-моряк и попросил Климова изготовить втулку для гребного вала бронекатера. Климов ответил, что втулку выточить можно, но нечем крутить станок, тока нет. Офи­цер ушел. Через несколько минут вернулся с группой матросов, которые, встав цепочкой, вручную за приводной ремень начали вращать шпиндель станка. Бронзовая втулка была изготовлена, и катер ушел в бой.
Электроэнергия была нужна, энтузиасты инженеры И. С. Скиба, А. Г. Симчак, П. Г. Иванченко смонтировали мощный судовой двигатель с генератором, и своя «электростанция» дала ток для станков. Израненные корабли приходили к слипу завода, через день-два вновь уходили в бой в район тракторного. После боев катера возвращались на буксире с большими рваными пробоинами в бортах.
Моряки сходили на берег, выносили и здесь же хоронили своих убитых товарищей. И снова в бой. И так до зимы. Первый боевой танк, отремонтированный руками судостроителей, вышел из судозаготовительного цеха в сентябре 1942 г., и с каждым днем число их росло. Бригада в составе И. Семенова, П. Загребина, В. Блинкова, В. Даненко в полевых условиях здесь же, на Ергенинских высотах, вернула в строй десятки танков. Всего за время боев судостроители отремонтировали 1280 наших и 300 трофейных танков. 12 августа Военный совет фронта, Ставка и городской комитет обороны удвоили план производства танков Красноармейской су­доверфи и тракторному заводу. Чтобы выполнить план, судострои­тели и воины 64-й и 57-й армий собрали на судоверфь все подби­тые танки для ремонта.
23—24 августа 1942 г. судоверфь изготовила самое рекордное количество бронекорпусов танков Т-34, используя запас деталей к ним, хотя в эти же дни более тысячи рабочих было отправлено на строительство рубежей.
Бывший главный инженер судоверфи Евгений Константинович Щипанов пишет: «10 августа 1942 г. большинство рабочих судоверфи были эвакуированы в Барнаул, к 25 августа по приказу комите­та обороны города эвакуировались почти все рабочие. Осталось на заводе 140 человек для ремонта танков и взрыва завода на случай захвата его немцами. Жили в цехах завода. 12 сентября в 11 утра фашисты бомбили завод и сбросили 32 бомбы. Были разрушены жилые дома № 5 и 7, пожарное депо, заводоуправление, столовая, цех 400, дорога, подъездные пути, были человеческие жертвы».
Командованием было дано срочное задание: доделать огромную баржу, заложенную на стапелях перед войной, и использовать ее для переправы. Днем и ночью на виду у противника доделывали баржу.
«Когда немецкие воздушные разведчики все-таки заметили баржу, — вспоминал директор завода В. М. Фомин, — она была уже почти готова. Чтобы спасти судно, надо было немедленно спускать его на воду. Вопреки вековым правилам, не допускавшим спуск на воду в ночное время, нам пришлось работать в абсолютной темно­те. Немцы были совершенно уверены, что ночью баржа не уйдет от них, тем более что днем они бомбили и вывели из строя подстан­цию, лишив нас возможности пользоваться током Сталгрэс. Без электроэнергии спуск баржи на воду немыслим, но бригаде электриков удалось быстро восстановить повреждения. Судно за ночь было выведено из затона и укрыто от немецких летчиков. Потом, бывая в районе Светлый Яр, — говорил Фомин, — я не раз наблюдал с чувством большой гордости за наш коллектив, как на палубу этой огромной баржи, вплотную к левому берегу Волги, танкисты заво­дили десятки машин. Наша баржа поднимала сразу столько грузов, сколько могут поднять два товарных железнодорожных состава.
В ноябре по заданию командования в трехдневный срок был подготовлен лесопильный цех (начальник цеха В. И. Кузнецов), его небольшой коллектив под непрерывными бомбежками изготовил три тысячи кубометров деревянных конструкций для переправы. По этой наплавной переправе пошли танки и пушки перед самым наступлением.
Так судостроители участвовали в обороне города».
Рабочие в то время, трудясь в цехах судоверфи по производству танков, показывали невиданную производительность труда; если в августе 1941 г. во время освоения заказа делали один танк в сутки, то в августе 1942 г. — семнадцать танков. Из цеха уже не уходили, ели и спали здесь же, у станков, работали по 18 часов в сутки и более.
После 23 августа 1942 года большинство рабочих судоверфи по приказу комитета обороны города ушли за Волгу или выехали в Барнаул для продолжения работы по производству танков. Около 200 человек продолжали ремонтировать на заводе боевую технику. Те, кто решил защищать Сталинград, сдали в военкоматы свои «броневые» документы, пошли на защиту города.
В разрушенной заводской типографии был организован выпуск областной газеты «Сталинградская правда», и 15 января 1943 г. судостроители первыми прочитали очередной ее номер. Когда смолкли выстрелы в Сталинграде, для судостроителей стали поступать задания одно сложнее другого. Нужно было дивизион бронекатеров с Волги перевести на Черное море железной дорогой. Эту сложную работу выполнили заводские транспортники Т. М. Урсол, И. Г. Ефремов, А. В. Деда, Г. П. Дубский, М. Н. Мазалев, А. С. Щербаков. За самоотверженный труд в годы войны 155 судостроителей награждены орденами и медалями. А в числе первых примет победы под Сталинградом стала вновь открывшаяся 1 сентября 1943 г. школа № 22 и возобновивший свою работу судостроительный техникум, прежнее здание которого в центре города было разрушено.
Судостроители воевали также во многих частях Сталинградско­го фронта и на других фронтах Великой Отечественной войны, из них 312 человек погибли. Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждены 1300 человек, медалью «За оборону Сталинграда» — 136, а 820 человек — ордена­ми, звания Героя Советского Союза удостоены судостроители — Д. С. Гусев, И. Д. Сидоров, Н. К. Савенков, Н. А. Кажушкин, полным кавалером ордена Славы стал В. И. Сюсюкин. Четверо судостроителей участвовали в Параде Победы на Красной площади: Б. Я. Кривенко, А. П. Иванов, А. А. Веденев, И. М. Блинков.
 
Шпалопропиточный завод
 
Наиболее старинным и крупным из сохранившихся с царицынских времен предприятий является шпалопропиточный завод. Его появление связано со строительством и последующей эксплуата­цией с 1896 г. железной дороги Царицын — Тихорецкая.
Шпалопропиточный завод начал работать в 1896 г. Располагался он на так называемой Главной Дамбе (правый берег сарептского затона), примерно на территории нынешнего топливного склада локомотивного депо станции Сарепта.
Первым начальником (директором) нового завода был Р. Эйсман, мастером, а затем главным механиком — И. Д. Халин. Подавляющее число работающих на заводе составляли в ту пору местные сарептские немцы. Памятен случай, произошедший еще до поголовного их выселения в 1941 г., в конце 30-х гг., в разгул сталинс­ких «чисток» и репрессий, когда в один день взяли столько «вра­гов» и «вредителей», что некому оказалось выйти в очередную ра­бочую смену. Завод в отличие от многих мелких сталинградских предприятий действовал все военные годы. С началом войны ускоренными темпами строились новые железные дороги Гумрак — Владимировка — 200 километров, Иловля — Петров Вал — 150 километров, в которые были уложены шпалы этого завода. Частично шпалозаготовки были привезены также с «замороженной» стройки БАМа. Новые дороги сыграли неоценимую роль в дни Сталинградской битвы и после нее.
До войны завод имел производительность 60 тысяч кубометров шпал в год, во время войны удвоил выработку. Днем и ночью отгружались шпалы военным строителям и монтажникам прифронтовых железных дорог. С уходом с завода на фронт мобилизованных и не пожелавших воспользоваться броней добровольцев, а с приближением фронта к Сталинграду вступивших в истребительные батальоны и народное ополчение, самая тяжелая заводская работа легла на плечи женщин. Они осваивали чисто мужские профессии — машинистов, заболтовщиков, слесарей, путевых рабочих.
Медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» были награждены работницы работницы завода: М. М. Уварова, В. А. Желенко, О. Н. Белюсенко, Ф. Н. Зарукина, Е. М. Подхватилина, М. И. Шаповалова, Е. Н. Кудрявцева, Е. К. Расщепкина, М. Ф. Майданова, Т. В. Кострюкова. Значение этой медали теперь значительно выше многих «мирных» орденов.
Работа усложнялась и тем, что для нужд фронта с завода как и с других предприятий была мобилизована почти вся исправная техника — автомобили, тракторы, краны.
Пережил завод и довольно своеобразную эвакуацию. Заводской эшелон с демонтированным оборудованием, который должен был прибыть в Зеленодольск (Татария), так и не ушел дальше станции Сарепта. В феврале 1943 г. платформы с заводским грузом были возвращены «домой» с пробоинами и вмятинами, и уже в начале 1944 г. продукция завода — шпалы — вновь пошла для удаляющегося на запад фронта.
В 1996 г. заводу исполнилось 100 лет. За это время им изготовлено столько шпал, что позволило бы проложить железнодорожный путь вокруг Земли по экватору несколько раз.
 
Сарепта
 
Коллектив железнодорожной станции Сарепта работал по-ударному в годы Великой Отечественной войны.
В начале августа 1942 г. на подступах к Красноармейску, у сел Цаца, Дубовый Овраг, совхоза «Приволжский» шли ожесточенные бои.
 
 
Продолжение
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Сайт создали Михаил и Елена КузьминыхБесплатный хостинг uCoz