Груздин Александр Иванович
ГЕРОИ ОГНЕННЫХ ЛЕТ
Очерки о москвичах – Героях Советского Союза
Ответственный редактор А.М.Синицын
Московский рабочий, 1985
ГРУЗДИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
Родился в 1903 г. в Риге. Латыш. В предвоенные годы он жил в Москве, работал в Аэрофлоте, водил транспортные самолеты на линиях ГВФ. В Великой Отечественной войне участвовал с лета 1941 г. Совершил около 200 боевых вылетов. В сложных метеорологических условиях и ночью десятки раз летал в глубокий тыл противника для выброски воздушных десантов, доставки партизанам боеприпасов, вооружения, снаряжения, продовольствия, вывозил на Большую землю раненых, больных и детей. Звания Героя Советского Союза удостоен 26 ноября 1941 г. 2 июня 1943 г. погиб при выполнении боевого задания.
В АВИАЦИИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В 1942 году в тылу и на фронте была распространена листовка под названием «Герои и подвиги. Боевые эпизоды Великой Отечественной войны», выпущенная Главкиноиздатом. В ней рассказывалось о боевых подвигах летчика-инженера Гражданского воздушного флота А. И. Груздина, совершившего 27 успешных боевых полетов в глубокий тыл противника ночью и в сложных метеорологических условиях.
Но прежде чем совершить эти подвиги, немало пришлось ему потрудиться, многое пережить, не раз менять профессию.
Александр Иванович Груздин родился в Риге, в семье рабочего-садовника. С 14 лет начал трудиться. Был чернорабочим, землемером, подручным слесаря. В 1923 году добровольно вступил в ряды Красной Армии. Его направили в Военно-Воздушные Силы. Сначала был рядовым мотористом, а после окончания военно-технической школы ВВС его назначили инженером, позже — старшим инженером авиаотряда. Прослужив в Военно-Воздушных Силах девять лет, в 1932 году демобилизовался из армии по болезни. В том же году Груздин поступил в авиашколу Гражданского воздушного флота. Окончив ее, стал инженером эскадрильи ГВФ, а позднее инженером-пилотом I класса. В числе первых летчиком Аэрофлота осваивал новую авиационную технику. С каждым полетом все более совершенствовал свое мастерство.
До нападения гитлеровской Германии на Советский Союз Александр Груздин несколько лет жил в Москве, водил транспортные самолеты на линиях Гражданского воздушного флота. Летал почти по всем трассам нашей страны. Перевозил почту, пассажиров, различные грузы.
С началом Великой Отечественной Аэрофлот перестроил свою деятельность применительно к условиям военного времени. В его задачи входило обслуживание действующих частей Советской Армии и Военно-Морского Флота, организация особых авиагрупп и отрядов ГВФ, подготовка кадров. Для участия в боевых операциях было сформировано два авиационных соединения: Московская авиационная группа особого назначения и особая авиационная группа связи. Груздина зачислили в состав 1-й эскадрильи Московской авиагруппы. По приказу народного комиссара обороны СССР от 9 июля 1941 года личный состав Гражданского воздушного флота, зачисленный в особые авиагруппы, считался призванным в Советскую Армию. Гражданская авиация обслуживала фронтовые части и партизанские отряды, осуществляла разведку и бомбардировку сил противника, выполняла воздушно-десантные операции.
Особенно сложными были рейсы в глубокий тыл врага. Они совершались, как правило, ночью. Советские транспортные самолеты появлялись в районах, где велось производство оружия, боеприпасов и снаряжения для немецко-фашистских войск. Кроме смелости и мастерства, эти полеты требовали новой тактики. И летчики фронтовых частей ГВФ вырабатывали ее на своем опыте.
Александр Иванович Груздин неоднократно выполнял сложные ответственные поручения советского командования. Свой богатый летно-технический опыт, умение выходить из самых сложных положений, отличное знание материальной части — все это он поставил на службу делу освобождения советской Родины от немецко-фашистских захватчиков.
В начале войны, будучи командиром транспортного самолета ПС-84, Груздин получил приказ доставить группу парашютистов на оккупированную территорию Литвы, в район города Каунаса. Ночью он поднял машину с парашютистами в воздух и полетел на северо-запад. Пройдя линию фронта, направил самолет в тыл врага. В этом районе противником было создано несколько поясов противовоздушной обороны. Немецкие звукоулавливатели чутко реагировали на каждый звук, доносившийся с высоты.
Груздин решил пойти на хитрость. Он приказал бортмеханику нарушить синхронность оборотов двигателей. В результате их звуки стали похожими на работу двигателей немецких бомбардировщиков. Хитрость удалась. Вражеские зенитчики, услышав воющий звук над головой, видимо, решили, что это возвращается их бомбардировщик, и пропустили советский самолет в свой тыл. Умело повторяя этот прием, советский летчик благополучно довел свою машину до границ Литвы и вышел в заданный район в два часа ночи. Но при снижении был обнаружен. Зенитная артиллерия гитлеровцев открыла ураганный огонь. Пришлось уйти в сторону леса, бесшумно снизиться и выбросить там парашютный десант.
В августе 1941 года Груздину было поручено выбросить еще одну группу парашютистов в новом районе, сильно защищенном зенитными средствами противника. Цель находилась непосредственно за поясом противовоздушной обороны врага. Летчик решил попытаться незаметно пройти опасную зону. И это ему удалось. Во время полета он заметил, что впереди, метрах в 50, параллельным курсом идет какой-то самолет. Темнота мешала разобрать, чей он: наш или вражеский. Держась как можно ближе к неизвестному самолету, Груздин внимательно следил за его маневрами. Когда приблизились к поясу противовоздушной обороны, немецкие зенитки открыли огонь. Впереди засверкало пламя разрывов. И тут Груздин увидел, что с борта неизвестного самолета полетели вниз три ракеты: красная, зеленая, белая. И огонь зенитной артиллерии немедленно прекратился. Стало ясно, что впереди идет немецкий самолет, а его сигналы означают: «Я свой». Советский летчик взял курс на линию фронта. Как только зенитки врага открыли огонь, он повторил сигналы немецкого летчика. Огонь прекратился. Путь был открыт. И на этот раз экипаж Груздина успешно выполнил боевое задание. А за ним последовали новые, не менее трудные и ответственные боевые задания, которые также были успешно выполнены.
В конце ноября сорок первого года Александру Ивановичу за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и мужество было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
И снова боевые задания. Груздин и его боевые товарищи доставляли партизанам боеприпасы, вооружение, продовольствие, медикаменты, вывозили на Большую землю раненых и детей. Владея отличной техникой пилотирования, они в условиях любой погоды, днем и ночью успешно справлялись со своими задачами. При выполнении боевых заданий Груздину не раз приходилось прорываться через заградительный огонь противовоздушной обороны врага, уходить невредимым от фашистских истребителей.
Однажды, вернувшись с территории, занятой противником, после выполнения важного поручения, Груздин обнаружил в своей машине более 100 пробоин от осколков снарядов и пулеметных очередей вражеских зенитчиков. Был случай, когда он, спасаясь от заградительного огня фашистских зениток, резко снизился и с огромной скоростью пролетел над самым центром вражеского аэродрома, да так, что гитлеровцы от неожиданности не успели сделать ни одного выстрела.
10 марта 1942 года за успешное выполнение специального задания приказом начальника Центрального штаба партизанского движения при Ставке ВГК старшему лейтенанту Груздину и всему составу экипажа самолета ПС-84 первой эскадрильи авиагруппы особого назначения ГВФ была объявлена благодарность.
Новый сложный полет в глубокий тыл врага к белорусским партизанам Груздин выполнил по заданию Центрального штаба партизанского движения в сентябре 1942 года на самолете Ли-2. Командир корабля и штурман А. С. Николаев разработали безопасный маршрут полета, проходивший над сплошными болотами, озерами и густыми лесами, а затем вдоль реки Березины.
На выполнение боевого задания экипаж самолета Ли-2 вылетел поздно вечером. Линию фронта прошли в полной темноте на высоте 100—150 метров. Во время полета самолет не раз обстреливался противником. Но экипаж уверенно продолжал свой путь. Летчик и штурман внимательно следили за пролетом контрольных ориентиров. Цели достигли еще до рассвета.
Бывший первый секретарь Минского подпольного обкома партии и командир Минского партизанского соединения, а позднее Председатель Президиума Верховного Совета Белоруской ССР Герой Советского Союза Василий Иванович Козлов вспоминает: «Это было ночью 22 сентября. Над нашим островом появился самолет... Мы зажгли факелы, показывая долгожданному гостю место посадки. Самолет покружился над лесом и, приглушив моторы, пошел на снижение. Все, кто был в это время на аэродроме, замолкли в волнующем ожидании. В это мгновение для нас как будто перестали существовать и фронт, и расположенные по соседству немецкие гарнизоны. Необычайно остро, живо почувствовали мы свое неразрывное единство со всем советским народом, с нашей великой, непобедимой страной». Опознав условный световой сигнал, Груздин сделал круг, пролетел над местом посадки с зажженными фарами и уверенно посадил машину. Обрадованные партизаны направились к самолету. Командир корабля быстро выбрался на землю и пошел навстречу партизанам со словами:
— Привет вам, товарищи! Привет из Москвы!
Партизаны по-братски обнялись с ним. Летчик крепко пожал всем руки и представился:
— Командир Груздин.
Партизаны приняли летчиков с душевной теплотой, показали им свои землянки и напоили свежим молоком. Груздин попросил срочно разгрузить самолет, чтобы можно было немедленно вылететь обратно в Москву. Но вокруг собралось много народу. Каждому хотелось взглянуть на посланцев столицы, поговорить с тем, кто вылетел в тыл.
И все же долго задерживаться у партизан летчики не могли. Обсудив обратный маршрут, они заняли свои места. Самолет поднялся в воздух и взял курс на Москву. Впереди была трудная дорога. Над линией фронта самолет Груздина подвергся сильному обстрелу. Однако опытному летчику удалось проскочить опасную полосу, и к назначенному времени он привел самолет в Москву. Прилетевших встретили командир авиационной части В. М. Коротков и начальник политотдела И. М. Карпенко. Партизан летчики пригласили к себе, хорошо угостили и разместили на отдых.
После этого полета Груздин выполнил еще несколько сложных заданий командования. Но до светлого дня Победы ему не довелось дожить.
В 1943 году Александр Иванович был командирован в Англию, где провел большую работу по освоению новой материальной части. 2 июня 1943 года он погиб.
В его боевой характеристике, составленной 22 апреля 1944 года, говорилось: «Груздин А. И. был одним из лучших и опытнейших летчиков, выдающимся мастером ночных и слепых полетов. За все время своей летной работы он налетал 4859 часов, из них за период Великой Отечественной войны 920 часов... Груздин пользовался исключительным уважением и авторитетом среди личного состава».
Да, именно таким был отважный сын нашей Родины Александр Иванович Груздин. Все свои силы, летное мастерство, большие знания и яркую жизнь он отдал делу борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, за счастье, свободу и независимость социалистической Отчизны, за мир на земле и светлое будущее человечества.
Г. Ильин |