Ульяна Громова
Страница 3.
Из архива Лапина А.А.
Газета "КОММУНИСТ" за 5 января 1978 г.
ВЕЧНАЯ СВЕРСТНИЦА МОЛОДЕЖИ
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой.
Гете «Фауст»
Всю свою сознательную жизнь, от раннего детства до боевой юности, поколение молодогвардейцев готовилось к тому, чтобы в решительный для Родины час найти в себе силы и мужество сказать эти слова.
Готовила себя к этому и простая советская школьница из Первомайской школы №6 – Ульяна Громова.
3 января исполнилось 54 года со дня рождения Ульяны Громовой. Уля родилась в 1924 году, была пятым ребенком в семье и с раннего возраста воспитывалась в коллективе, в постоянной трудовой дисциплине. Отец Ули, Матвей Максимович, георгиевский кавалер, прошедший три войны, часто рассказывал своим детям о славе русского оружия, о знаменитых военачальниках, о былых боях и походах, о героях гражданской войны, воспитывая в детях гордость за свой народ и свою Родину.
Ульяна, будучи еще маленькой, знала много русских народных песен, но более всего любила она наши советские, рожденные новой жизнью. По словам сестры, Клавдии Матвееаны, каждое утро ее младшая сестренка Уля начинала с песни: «Мы кузнецы, и дух наш молод, куем мы счастия ключи».
Уля отлично училась, отличалась кристальной честностью, внутренней и внешней красотой. Ее учительница П.В. Султан-бей вспоминает: «Превосходя своих подруг в духовном отношении, Ульяна была настолько скромной и тактичной в своих поступках, что не только не вызывала чувства зависти и неприязни, а пользовалась искренним уважением и любовью».
В школе очень хорошо работали пионерская и комсомольская организации.
На переменах вожатые устраивали игры, викторины. Вот где пригодилось Уле-вожатой ее прекрасное знание литературы, песен, былин, сказаний. За отличную воспитательную работу педагогический коллектив школы премировал ее книгой И. Папанина «Жизнь на льдине».
Самой большой любовью Ули были книги. На страницах ее дневника можно встретить выдержки из произведений русских и зарубежных классиков, в которых говорится о мужестве и стойкости людей, о самоотверженном преодолении трудностей, о борьбе за счастье человека. В 1940 году Уля вступила в комсомол.
В учебе и труде Уля всегда показывала пример. Веселая и энергичная, она была любимицей класса. Как вспоминает подруга Ули И.Я. Первякова-Шутко, ее называли «богиней смеха».
Учась в школе, Уля внутренне спорила сама с собой, кем ей быть: поехать учиться в Ленинград, где находился ее брат Елисей, и поступить в мединститут или стать капитаном дальнего плавания? Но мечты Ули не сбылись...
...Началась война. Уля глубоко переживала народное горе – войну, навязанную нашему народу немецкими фашистами.
Летом 1941 года учащиеся Первомайской школы №6 помогали убирать урожай в колхозе «Коневод». Работа спорилась, и над золотыми россыпями созревшего хлеба часто звучали песни. Пели «Дан приказ ему на запад», «Каховку», украинские народные песни. Голос Ульяны был звонче всех. Часто устраивали коллективные читки газет, в которых сообщалось о положении на фронтах.
Однажды узнали из газет о том, как фашисты зверствуют по родной Украине.
Геннадий Почепцов заметил, что, мол, люди напрасно гибнут: можно избежать всего этого, если «заключить мир с немцами».
И тут вскочила Ульяна:
– Несчастный, память у тебя отшибло или разум помутнился? Руки вешать! И когда? Неужели ты забыл слова Павки Корчагина? – И она взволнованно процитировала их.
Всей своей жизнью Ульяна Громова была подготовлена к подвигу по имя Родины. Когда вражеские войска захватили Краснодон, Уля вместе с Маней Пегливановой и Анатолием Поповым стала организатором молодежи поселка Первомайки на борьбу с фашистами. В октябре ее ввели в штаб комсомольской организации «Молодая гвардия».
Она писала и распространяла листовки, собирала медикаменты, помогала бежавшим из плена красноармейцам. В канун 25-й годовщины Октября отважная девушка вместе с другими вывешивала красные флаги.
В январе 1943 года в Краснодоне начались аресты.
Уля вместе с Майей Пегливановой пыталась связаться с заключенными, разрабатывала планы побега. Но 10 января она была арестована. Вот как об этом рассказывала ее мать, Матрена Савельевна:
«Раскрылась дверь, и в комнату ввалились немцы и полицейские.
– Громова? – спросил один, указав на Ульяну.
Она выпрямилась, обвела всех глазами и громко сказала:
– Я!
– Собирайся! – гаркнул полицейский.
– Не орите, – спокойно ответила Уля.
Ни один мускул не дрогнул на ее лице. Легко и уверенно одела она пальто, повязала голову платком, дунула в карман кусок овсяной лепешки и, подойдя ко мне, крепко поцеловала. Подняв голову, она так ласково, тепло посмотрела па меня, на столик, где лежали книги, на свою кровать, на детей сестры, боязливо выглядывающих из другой комнаты, как-будто молча прощалась со всем. Потом выпрямилась и твердо сказала:
– Я готова!
Вот такой она мне и запомнилась на всю жизнь...»
Несмотря на пытки, девушки в камерах пели песни. На попытку полицаев прервать пение Громова ответила: «Нас другим песням не учили».
Взбешенные полицейские раскаленным электрическим проводом выжгли на спине Ульяны пятиконечную звезду.
Когда Уля поняла, что девушки истерзаны мучениями и падают духом, она передала условным стуком подругам за стеной: «Последний приказ. Последний приказ. Нас поведут на казнь. Мы будем петь любимую песню Ленина».
15 января на стене тюремной камеры Уля написала предсмертное письмо брату Елисею и своим родным, а 16 января 1943 года она была казнена – сброшена в шурф шахты № 5.
Похоронена Уля Громова в братской могиле героев «Молодой гвардии» на центральной площади города Краснодона.
Прекрасной в каждом своем поступке, в каждом движении души осталась навечно в памяти людей Герой Советского Союза Ульяна Громова.
Оля Кузнецова,
ученица 6-го класса
Яковлевской 8-ей школы,
член совета музея «Молодая гвардия»
(Большая благодарность Лапину А.А. и Малясовой Наталии!)
Из книги «БЕССМЕРТИЕ ЮНЫХ». СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ И ВОСПОМИНАНИЙ О ГЕРОИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ ПОДПОЛЬЩИКОВ КРАСНОДОНА В ДНИ ВРЕМЕННОЙ ФАШИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ (июль 1942 — февраль 1943 гг.)
Составители: А. Г. Никитенко, Р. М. Аптекарь
Издание седьмое, переработанное и дополненное
ДОНЕЦК ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДОНБАС» 1988
Из записной книжки Ульяны Громовой (На формирование характера, мировоззрения Ульяны Громовой большое влияние оказала художественная литература. Уля творчески подходила к чтению книг, наиболее интересные мысли выписывала. Записи Уля вела на протяжении трех лет, начиная с лета 1939 года. Последние из них сделаны во время оккупации города Краснодона. – Автор книги.)
ДЕРЗАНИЕ!
«Надо пролетарскую трудовую дисциплину довести до самой высокой степени напряжения, и тогда мы будем непобедимы».
Ленин.
«Одно из самых больших зол и бедствий, которые остались нам от старого капиталистического общества, это полный разрыв книги с практикой жизни... Поэтому простое книжное усвоение того, что говорится в книгах о коммунизме, было бы в высшей степени неправильным...»
Ленин, том 23, с. 375.
«В жизни человека бывает период времени, от которого зависит моральная судьба его, когда совершается перелом его нравственного развития.
Говорят, что этот период наступает только в юности; это неправда: для многих он наступает в самом розовом детстве».
Н. Г. Помяловский.
«Взгляды,
новые идеи,
знание жизни —
вот что дают книги».
«Правдивая любовь к науке узнается по страстности и интересу к подробностям».
«Лучшие произведения прошедших эпох ценны для нас как правдивые картины прошлой жизни; они углубляют наши знания о далеком прошлом (в этом их познавательное значение)».
«Во многих из них звучат искренние, горячие призывы к борьбе против эксплуатации человека человеком, против угнетения, против неправды и пр. (в этом их воспитательное значение)».
«Любите книгу: она поможет разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека».
Максим Горький.
«Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величине».
Толстой Л. Н., т. VIII, «Война и мир».
«Уважение выдумали для того, чтобы скрыть пустое место, где должна быть любовь».
Толстой Л. Н., т. X, «Анна Каренина».
«Не торопись при чтении книги.
Внимательно читай текст, выписывай непонятные для тебя слова и выражения, справляйся об их значении в словаре или у преподавателя. Учись выделять в содержании текста самое главное. Выписывай то, что особенно понравилось, в особые тетради».
«Засмеяться добрым, светлым смехом может только одна глубоко правдивая душа».
Сочинения Гоголя, с. 87.
«Гораздо легче видеть, как умирают герои, чем слушать вопли о пощаде какого-нибудь жалкого труса».
Джек Лондон. 9.XI.1942 г.
«Любознательность придает жизни ценность».
«Храбрейший среди скромных наших командиров и скромнейший среди храбрых — таким помню я товарища Котовского. Вечная ему память и слава».
Сталин.
«Когда труд — удовольствие, жизнь хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство».
М. Горький.
«Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!».
М. Горький.
«Человек! Это — великолепно! Это звучит гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью!...»
М. Горький.
«Чем больше препятствия, тем больше удовольствие от их преодоления».
Джек Лондон.
«Зачем жить такому человеку, который втайне разуверился во всем, который разочаровался в жизни?»
А. Блок.
«Как бы человек ни страдал, какие бы ни терпел испытания, но если он услышит одно приветливое слово, слово искреннего участия от далекого неизменного друга, он забывает гнетущее его горе, хоть ненадолго, хоть на час, на минуту. Он совершенно счастлив, а минута полного счастья, говорят, заменяет бесконечные годы самых тяжелых испытаний».
Шевченко, «Художник».
«У нас еще многие забывают, что учащийся 9—10-го класса — это далеко не ребенок. Это учащийся, который вскоре должен вступить в самостоятельную жизнь. И к этому его надо серьезно готовить. Нужно учить его самостоятельно работать, критически мыслить, уметь делать выводы, нужно учить его умению свободно держать себя в новой обстановке, в новых условиях».
С. Китайгородская.
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мы могли сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества». (Слова Н. Островского несколько перефразированы. – Автор книги.)
П. Корчагин.
Н. Островский. «Как закалялась сталь».
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли!»
Чехов.
«Умри, но не давай поцелуя без любви».
Чернышевский.
«Что может противостоять твердой воле человека?
Воля заключает в себе всю душу, хотеть — значит ненавидеть, любить, сожалеть, радоваться, жить; одним словом, воля есть нравственная сила каждого существа, свободное стремление к созданию или разрушению чего-нибудь, творческая власть, которая из ничего создает чудеса!»
М. Лермонтов.
«Быть коммунистом — значит дерзать, думать, хотеть, сметь!»
В. Маяковский.
«И если уж надобно о священном, так священно только недовольство человека самим собой и его стремление быть лучше, чем он есть; священна его ненависть ко всему житейскому хламу, созданному им же самим; священно его желание уничтожить на земле зависть, жадность, преступления, болезнь, войны и всякую вражду среды людей; священен его труд»
М. Горький
«Я должен быть жесток,
Чтоб добрым быть».
Гамлет.
«Что человек; когда еду и сон считает
Он ценнейшим в жизни благом?
Животное, не боле.
Велик не тот, кого волнует важный
Повод, но кто из-за соломинки дерется,
Когда стоит, как ставка, честь».
Гёте.
«Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой».
Гёте.
«Поделом тому, кто сдался!
Сильным побеждать дано!»
Джек Лондон.
21 октября 1942 года.
«Смелость города берет!
Дерзайте и не сторонитесь препятствий,
Смелый человек чудеса творить может, и
никакие пропасти ему не страшны!»
В. Розов. «К незримому солнцу».
28.Х.1942 года
Арх. музея «Молодая гвардия», ф. 1, д. 12, № 241.
МОЯ ШКОЛЬНАЯ ПОДРУГА
Из воспоминаний И. И. Григоренко об Ульяне Громовой
С Улей Громовой я несколько лет учился в Первомайской школе № 6. Некоторые эпизоды из школьной жизни особенно хорошо запомнились мне.
...Весной 1939 года в школьной библиотеке возник спор вокруг отзыва о книге Джека Лондона «Мартин Иден». Отзыв написал Гавриил Ковалев. Я стоял в стороне и перелистывал томик Данилевского, когда в библиотеку вошли Анатолий Попов, Виктор Петров, Владислав Тарарин и направились к щиту, на котором вывешивались отзывы о прочитанной литературе. Указав на отзыв Ковалева, Анатолий сказал:
— Вот, полюбуйся, написал полтораста слов и сделал три ошибки, и главное, не постеснялся вывесить.
В это время в библиотеку вошли девчата. Услышав ответ Гавриила, они подошли к спорившим. Майя Пегливанова первая прочитала листочек и неожиданно обрушилась на Анатолия:
— Ты чего это разошелся? Содержание — вот что главное.
Ульяна Громова, подойдя к щиту, внимательно всматривалась в строчки, написанные наспех, небрежным почерком. Легкий румянец выступил на ее щеках, и в глазах сверкнули лукавые огоньки.
— А ведь верно, — тихо сказала она.
— Что верно? — спросили одновременно Майя и Анатолий.
Уляша еще раз посмотрела на отзыв и спокойно ответила:
— А то, что вы и правы, и не правы.
— Как это? — недоумевал Анатолий.
— Просто, — снова заговорила Уля, — писать надо и грамотно, и содержательно.
— Подумаешь, какой критик нашелся, — вступил в спор Виктор Петров.
— Подожди, Ульяна, ты что же считаешь, содержание — это так себе? — не отступала Майя.
— Я этого не сказала.
— А я утверждаю, — продолжала Майя, — что содержание — главное в произведении.
Уля резко повернулась к Майе и твердо сказала:
— Главное в произведении и содержание, и форма.
Никто из нас не заметил, когда в библиотеку вошел Иван Алексеевич — преподаватель русского языка и литературы. Он с интересом прислушивался к спору. Первым увидел его Виктор Петров и, перебивая всех, обратился к нему:
— Иван Алексеевич, помогите нам, пожалуйста, решить этот спор.
Иван Алексеевич прочитал отзыв, взглянул на часы и сказал, что уже пора на урок, а спор можно продолжить после занятий.
Мы собрались после уроков в одном из классов и долго спорили, пока не пришли к выводу, что права Уля. С этого дня начал свою работу литературный кружок в нашей школе. Мы получали задание прочитать книгу, написать о ней отзыв и выписать то, что более всего понравилось. На одном из занятий кружка мы говорили о книгах Помяловского. Свое выступление Уля Громова закончила цитатой из произведения писателя: «В жизни человека бывает период времени, от которого зависит моральная судьба его, когда совершается перелом его нравственного развития. Говорят, что этот период наступает только в юности; это неправда: для многих он наступает в самом розовом детстве».
...Летом 1941 года учащиеся нашей школы помогали убирать урожай в колхозе «Коневод» в селе Нижняя Деревечка. От зари до зари мы, ребята, вместе с летчиками одной из воинских частей косили хлеб вручную, а девчата вязали снопы и складывали их в копны. Работа спорилась, и над золотыми россыпями созревшего хлеба часто звучали песни. Пели «Дан приказ ему на запад», «Каховку», «Матрос Железняк-партизан». А вечером, когда всходила луна, мы собирались около школы, где квартировали, и пели народные песни, чаще всего украинские. Когда запевали «Реве та стогне Днiпр широкий», «Смело мы в бой пойдем...», голос Уляши был звонче всех. Часто устраивались громкие читки газет, в которых сообщалось о положении на фронтах, о зверствах немецких захватчиков. Однажды мы прочитали статью, в которой рассказывалось о том, как фашисты в одном из сел Украины насиловали девушек, бросали в колодцы маленьких детей, сжигали людей живыми в домах. Сидевший с нами Почепцов Геннадий заметил, что люди, мол, напрасно гибнут: можно избежать всего этого, нужно лишь «заключить мир с немцами». Какой гнев вызвал он своими словами! Молодой лейтенант, скрипнув зубами, рванулся к Почепцову, но его удержал пожилой майор, сказав:
— Ребята сами разберутся.
Вдруг поднялась Ульяна. Никогда не забыть мне ее голоса.
- Несчастный, память у тебя отшибло или разум помутился? Руки вешать! И когда? Неужели ты забыл слова Павла Корчагина? — И она взволнованно процитировала их.
В 1946 году я приехал в отпуск в Краснодон. Встретился с матерью и отцом Уляши. Они рассказали мне, как бесстрашная Уля вместе с Анатолием Поповым вывешивала советский флаг на трубе шахты № 1-бис, писала листовки и расклеивала их по городу, собирала оружие, медикаменты, доставала керосин, чтобы жечь хлебные скирды. Со слезами на глазах вспоминала Матрена Савельевна, как арестовали Улю.
«Как всегда, Уляша в это утро прибрала в комнате, даже вымыла пол. Затем поставила греть воду и говорит: «Постираю». А сама все ходит по комнате. Не вытерпела я, заплакала, говорю ей:
— Уляша, что ж ты думаешь? Забрали, проклятые, Тольку Попова, Демку Фомина, Лукашова, Главаиа. Что ж ты сидишь? Заберут и тебя.
Она посмотрела на меня так ласково и говорит:
— Не плачь, мама. Мы не боимся. Еще не все потеряно.
А сама, вижу, волнуется. Оделась и куда-то ушла».
Подруга Ули Нина Попова рассказывала потом, что Уля вместе с ней, Верой Кротовой и Майей Пегливановой хотели пробраться в полицию и связаться с молодогвардейцами, чтобы устроить побег арестованных.
«И только вечером, — продолжала Матрена Савельевна, пришла Уля домой. Ходит по комнате, а я к ней:
— Что это ты воду поставила, а сама на целый день пропала?
— Ничего, мама, в следующий раз постираю.
У меня снова слезы на глазах навернулись. А она посмотрела на меня и вдруг запела:
«Мы — кузнецы, и дух наш молод...»
Я совсем растерялась. Смотрю на нее, слушаю, а сказать что-нибудь, запретить — не могу.
В это время распахивается дверь, и в комнату вваливаются немцы и полицейские.
— Вы Громова? — сказал один из них, указывая на Уляшу.
Она выпрямилась, обвела всех взглядом и громко сказала!
— Я!
— Собирайтесь! — гаркнул полицейский.
— Не орите, — спокойно ответила Уля.
Ни один мускул не дрогнул на ее лице. Легко и уверенно одела она пальто, повязала на голову платок, сунула в карман кусок овсяной лепешки и, подойдя ко мне, крепко поцеловала. Подняв голову, она так ласково, тепло посмотрела на меня, на столик, где лежали книги, на свою кровать, на детей сестры, боязливо выглядывающих из другой комнаты, как будто молча прощалась со всем. Потом выпрямилась и твердо сказала.
— Я готова!
Вот такой она мне и запомнилась на всю жизнь...»
1946 год.
НА «ОТЛИЧНО» И «ХОРОШО»
Статья Ульяны Громовой, напечатанная в газете
Сказать, что в 9-м классе учиться очень легко, нельзя. Но трудностей непреодолимых нет. Упорная работа над собой, сознательное отношение к учебе и выполнение домашних работ дают неплохие результаты.
Скажу о себе и своих товарищах по классу. В первой четверти этого учебного года я получила оценки «отлично» и «хорошо». Мои товарищи — Тарарина и Ковалев — также учатся на «отлично» и «хорошо». Добиться успехов в учебе нам удалось потому, что мы крепко усвоили, что знания нужны нам и приобретаются путем аккуратного выполнения домашних работ. Придя со школы домой, я правильно использую остаток дня. Отвожу время на выполнение домашних заданий, читаю художественную литературу. В дни отдыха посещаю кино, библиотеку. Ежедневно занимаюсь физкультурой.
Мое социалистическое обязательство — 1940/41 учебный год окончить по всем предметам только на «отлично».
Ульяна Громова. Комсомолка,
ученица 9-го класса средней школы № 6.
Соц. Родина, 1940, 13 дек.
Из экспозиции музея «Молодая гвардия» школы № 152 г.Челябинска
Биография, составленная Лапиным А.А.
Громова Ульяна Матвеевна.
Родилась 3 января 1924 года в посёлке Первомайке Ворошиловградской области. В семье было пятеро детей — Ульяна самая младшая. Отец часто рассказывал детям о славе русского оружия, о былых боях и походах. Мать, Матрёна Савельевна, знала много былин и была настоящей народной сказительницей.
В 1932 году Ульяна пошла в первый класс Первомайской школы № 6. С детства девочка приобщалась к большой трудовой жизни взрослых. От природы одарённая, она из класса в класс переходила с похвальными грамотами. Была членом учкома школы и не раз выступала со статьями о делах школы в газете «Социалистическая Родина». В марте 1940 года Ульяна Громова стала комсомолкой. Успешно справлялась с обязанностями пионервожатой. За время учёбы Ульяна прочла много книг, делая из них выписки. Они свидетельствуют о богатом духовном мире девушки, о начитанности и образованности, об умении мыслить и жить заботами страны.
В июне 1942 года закончила 10 классов. Вместе с другими учениками ездила в окрестные колхозы на уборку урожая для фронта. С созданием подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» Ульяна Громова становится членом её штаба. Подпольщица принимала участие в подготовке операций, осуществлявшихся молодогвардейцами. В каждом подвиге юных героев была частица её души, самоотверженной готовности пойти на риск ради Родины. Ульяна Громова добывала медикаменты для военнопленных, писала и распространяла листовки антифашистского содержания. В ночь на 7 ноября группа Ульяны Громовой и Анатолия Попова вывесила флаги на трубе шахты № 1-бис и на здании бывшего райпотребсоюза. Девушки из пятёрки Громовой доставали красители для флагов и лозунгов.
В начале января 1943 года Ульяну Громову арестовала полиция. В фашистских застенках она вела себя геройски, поддерживала бодрость духа товарищей, вдохновляла их идти на казнь с любимой песней Ильича «Замучен тяжёлой неволей». 16 января 1943 года Ульяна Громова была сброшена в шурф шахты № 5 вместе со своими товарищами по борьбе. Похоронена героиня на центральной площади города Краснодона в братской могиле.
Удостоена звания Героя советского Союза (от 13 сентября 1943 года). Награждена медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени (от 21 сентября 1943 года) (посмертно).
Продолжение
|